Занковский ли я учитель?
Прочитайте некоторые педагогические заповеди учителей-занковцев. Всегда ли вы им следуете? Припомните свою повседневную педагогическую работу... На все ли вопросы вы можете ответить "да, всегда"?
1. Свое обращение к детям я начинаю с вопроса: "Как вы думаете?", "Что вы скажете?" и т. п.
2. Я умею выдержать паузу после формулирования вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.
3. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, даю поле свободы.
4. Я умею организовать меру помощи так, чтобы каждый ребенок имел успех и смог выполнять работу относительно самостоятельно.
5. Я никогда не повторяю ответы детей, "литературно" обрабатывая их мысль.
6. На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться по своей инициативе, чувствуют себя спокойно и естественно.
7. Я считаюсь с желаниями детей продолжить тот или иной вид работы, если дети испытывают состояние вдохновения, творческого подъема, даже если это не предусмотрено планом урока.
8. Я умею не бояться ошибок детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы, проблемы перед классом.
9. Я не злоупотребляю оценочными методами и оценочными суждениями.
10. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, театрализациями, тренингами и т. д.), т. к. они активизируют мышление детей.
11. Я владею методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксацией и т. п.).
12. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию ребенка, умею переключить его внимание, заинтересовать учебной деятельностью.
13. Я являюсь для своих детей товарищем, партнером, единомышленником в их учебных и внеклассных делах. Избегаю быть диктатором.
14. Я стараюсь понять сильные стороны личности своих детей, даю понять, что вижу их достоинства, независимо от их успехов в учебе.
15. Я умею насытить школьную жизнь детей разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать сильные стороны личности.
16. Я учу детей анализировать чувства, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.
17. Я поощряю детей к интеллигентному, открытому выражению чувств.
18. Я формирую умение каждого увидеть и оценить индивидуальность каждого.
19. Я стараюсь поддерживать симпатии детей друг к другу, помогать каждому найти друга.
20. В учебной деятельности постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет без моего вмешательства.
21. Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем, умеют слушать друг друга, не блокируют идеи других, умеют чужие идеи развить и обогатить.