УМК «Я – исследователь»
Исследовательская деятельность
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Поэтому применение предлагаемого УМК рассчитано преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе.
УМК «Я - исследователь»
Автор А.И. Савенков, доктор психологических наук,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО
В учебно-методический комплект входят:
• рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь»;
• тетради для специальных занятий по развитию логического, творческого мышления и познавательных способностей;
• методическое пособие.
Я – исследователь
Рабочая тетрадь для младших школьников
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Предлагаемая рабочая тетрадь поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Тетрадь разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Рабочая тетрадь адресована младшим школьникам. Ее могут использовать педагоги во внеурочной и внеклассной работе, а также родители для развития исследовательских способностей детей.
Развитие логического мышления
Развитие творческого мышления
Развитие познавательных способностей
6-7 лет; 7-8 лет; 6-8 лет
Тетради для младших школьников
Чтобы познавательные способности маленького человека всесторонне развивались, важно научить ребенка мыслить логически и вместе с тем нестандартно, творчески. На достижение этих целей направлены задания комплекта тетрадей:
• выстраиваем строгие логические ряды;
• находим закономерности в расположении фигур;
• учимся классифицировать предметы;
• развиваем объемно-пространственное мышление;
• тренируем зрительную память, внимательность;
• улучшаем мелкую моторику.
Методика исследовательского обучения младших школьников
Пособие для учителей, психологов и родителей
В книге предложены методические пояснения, ориентированные на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации такого обучения. Рекомендации могут использоваться как самостоятельно, так и при работе с комплектом тетрадей.
Программа курса «Я – исследователь»
Цель курса:
• трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
• развитие познавательных потребностей младших школьников;
• развитие познавательных способностей младших школьников;
• обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
• формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Основные разделы программы
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.
Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
• подпрограмма «Тренинг» (специальные занятия по приобретению учащимися знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска);
• подпрограмма «Исследовательская практика» (проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов);
• подпрограмма «Мониторинг» (содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Исследовательское обучение школьников
(УМК «Я – исследователь»)
Как часто учителю приходится осваивать новое, постигать самостоятельно то, чему не учили или не научили в вузе. Вопрос о том, что такое исследовательское обучение, учебное исследование с научной и практической точки зрения, раскрывает д.пс.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования, автор УМК по исследовательской деятельности Александр Ильич Савенков.
Часть 1. Исследовательское обучение школьников
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности, специальные знания, умения и навыки проведения исследований для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям и, может быть, еще журналистам. Но окружающий мир меняется с такой головокружительной быстротой, что для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые, привычные поведенческие модели. Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэтому в настоящее время в образовании чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка. Выражается это в повышенном внимании к исследовательским методам обучения.
См. полный текст статьи
Часть 2. Основные методические проблемы практики исследовательского обучения
Любому специалисту, знакомому с литературой по проблеме организации исследовательского обучения, хорошо известно, что в современных книгах и статьях по этому вопросу довольно подробно представлена этапность процесса учебно-исследовательского поиска ребенка. При этом практически без внимания остается одна из важнейших и наиболее сложных в методическом отношении задач – включение ребенка в исследовательскую деятельность. Как подвести ребенка к проблеме, чтобы эта проблема была интересна ему самому и чтобы при этом выросшая из нее тема имела бы дидактическую ценность? А.И. Савенков продолжает разговор об исследовательском обучении школьников. В представленном материале речь идет об основных методических проблемах, с которыми сталкиваются педагоги, и распространенных методических ошибках, которые они допускают при организации исследовательской деятельности младших школьников.
См. полный текст статьи
Часть 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Любая учебная работа ребенка – и учебно-исследовательская не является исключением – должна быть доведена уж если не до конца, то, по крайней мере, до результата. Для настоящего исследователя окончание одной работы – это лишь начало следующей, но понимая это, тем не менее надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований.
См. полный текст статьи
Посмотреть запись обучающего вебинара А.И. Савенкова «ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
См. также УМК «Стань исследователем»