Методика исследовательского и проектного обучения школьников (авт. А.И. Савенков)
Предлагаемое методическое пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского обучения и проектирования в современной образовательной практике основной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского и проектного обучения школьников в свете ФГОС.
Мир, в котором мы живем, давно перестал быть стабильным. С каждым годом изменения в нем становятся все более интенсивными. Чтобы выжить в современном мире, человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в постоянно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение.
Поэтому в настоящее время в детской психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.
Это обстоятельство вызвало к жизни принципиально новое для российского образования явление – исследовательское обучение, а также содействовало реинкарнации проектного обучения. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная инициатива самого ребенка. Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной работы детей, придание ей исследовательского, творческого характера. Таким образом учащимся передается инициатива в организации их познавательной деятельности.
Человек с развитыми исследовательскими способностями будет более мобилен и профессионально, и социально. Научившись добывать новую информацию и адекватно оценивать степень ее достоверности, он в значительно меньшей степени будет подвержен внешнему деструктивному влиянию. Его труднее обмануть нечестным политикам, создателям тоталитарных сект, производителям некачественных товаров.
Поэтому развивать исследовательские способности необходимо у всех детей, а не только у тех, кому предстоит стать учеными, полицейскими следователями или журналистами.
В наше время исследовательские способности рассматриваются как неотъемлемый элемент профессионализма в любой сфере деятельности и самое главное – как одно из основных средств выживания в современной динамичной среде.
Предлагаемая книга содержит ответы на вопросы о том, как это может быть сделано в условиях современного образования. Пособие содержит несколько разделов.
Первый – «Теория исследовательского обучения». В этом разделе последовательно рассматривается общая характеристика исследовательского и проектного обучения, принципы и концепция исследовательского обучения, сходство и различия исследовательского и проектного обучения.
Второй раздел посвящен вопросам диагностики исследовательских и проектных способностей школьников. Поскольку это родственные, но принципиально разные способы реагирования на проблемную ситуацию, они требуют разных способностей.
Третий раздел книги кратко описывает содержание и организацию исследовательской и проектной практики учащихся. Особое внимание уделено в нем вопросам выбора тематики исследований школьников. Рассматривается этапность учебно-исследовательской деятельности.
Четвертый раздел посвящен рассмотрению вопросов организации мониторинга исследовательской и проектной деятельности подростков. Эта часть работы педагога позволяет совершенствовать мотивацию проведения детских исследований и проектирования в основной школе.
Данное пособие является частью учебно-методического комплекта, в который входят тетрадь для подростков «Стань исследователем», написанная в стиле самоучителя и ориентированная на помощь подростку в его первых научных изысканиях, а также методические рекомендации для проведения специальных занятий по развитию исследовательской компетентности школьников «Тренинг исследовательских способностей».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1. Дидактические основы исследовательского и проектного обучения
Глава 1. Исследовательское и проектное обучение в современном образовании
Биологические корни
Общая характеристика исследовательского обучения
Принципы исследовательского обучения
Концепция исследовательского обучения
Глава 2. Исследование и проектирование в современном образовании
Сходство и различия исследования и проектирования
Проектирование и проектное обучение
Культурно-исторические корни и перспективы проектного и исследовательского обучения
Раздел 2. Диагностика способностей к исследованию и проектированию
Глава 3. Диагностика исследовательских способностей школьников
Потенциал личности как фундамент исследовательских способностей
Исследование как деятельность и оценка исследовательских способностей
Диагностика способностей к проектированию
Методы оценки исследовательских способностей
Глава 4. Методики оценки уровней развития способностей к исследованию и проектированию
Методика оценки исследовательских способностей школьников
Методика оценки способностей к проектированию
Раздел 3. Исследовательская практика и проектная деятельность школьников
Глава 5. Как включить школьников в самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность
Главное таинство творчества
Методика знакомства с понятием исследование
Методики стимулирования поисковой активности школьников
Коллекционирование как исследовательская практика
Глава 6. Этапность и тематика исследовательской и проектной деятельности школьников
Этапы исследовательской работы
Этапы проведения исследований школьниками
Руководство учебно-исследовательскими работами и творческими проектами школьников
Работа с родителями
Какими могут быть темы детских исследований
Правила выбора темы
Фантастические исследования и проекты
Эмпирические исследования
Теоретические исследования
Проекты и проектирование
Глава 7. Систематизация результатов детских учебных исследований
Общая классификация тематики учебных исследований детей
Подготовка к представлению результатов исследований школьников
Раздел 4. Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся
Глава 8. О результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
Формы организации подведения итогов исследований и проектирования школьников
Защита итогов исследования и проектирования
Презентация исследовательской и проектной работы школьника
Заключение
Литература
Купить пособие в интернет-магазине