УМК «Учимся решать проектные задачи»


    Особо значимым в жизни и образовании ребенка является период обучения в начальной школе, когда закладывается фундамент его успехов в основной и старшей школах и всей последующей деятельности. Эта мысль выражена в Законе об образовании и принятых федеральных государственных образовательных стандартах. Важным критерием оценки достижения планируемых результатов ФГОС НОО выступает овладение обучающимися системой универсальных учебных действий (УУД) с изучаемым предметным материалом, обеспечивающей умение учиться. В качестве важнейших ценностей образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность и творчество ребенка, а в качестве основных задач – раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

    В связи с обозначенным образовательным результатом в образовательных организациях осуществляется поиск новых адекватных образовательных технологий, форм организации образовательного процесса, приемов, методов и способов оценки достигнутых результатов. В практике ряда школ осваивается такой вид учебной деятельности, как решение проектных задач, которые ориентированы в основном не на проверку отдельных знаний, а на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в условиях, по форме и содержанию приближенных к «реальным» (А.Б. Воронцов), на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.

Модель «проектной задачи» выглядит следующим образом:

    Регулярное использование учителем проектных задач способствует повышению познавательного интереса школьников, их учебной самостоятельности, инициативности, творческому развитию, задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата, что придает большую ценность их применению в практике начальной школы как хорошей подготовки к системной проектной деятельности на уровне основного общего образования (5–9 классы).

    Учебный комплекс «Учимся решать проектные задачи» содержит актуальный для современной школы материал по обучению новому виду образовательной деятельности – решению проектных задач. Комплекс в настоящий момент состоит из рабочей тетради для 1 и 2 класса и методических материалов для учителя. Разрабатываются тетради проектных работ для учащихся 3 и 4 классов.

    

Список проектных задач, 1-4 классы:

1 класс: Помоги литературному герою;

2 класс: Готовимся к празднику мам, Планируем выходной день;

3 класс: Собираемся в гости к деду морозу, Скоро общешкольный праздник «Лесной карнавал»;

4 класс: «Малые Олимпийские игры», Готовим площадки школьного лагеря.

При разработке содержания авторы учитывали возрастные и эмоциональные особенности младших школьников, ориентировались на социальный опыт детей этого возраста.

Авторами настоящего УМК для первоклассников была предложена проектная задача «Помоги литературному герою».

 

            

 

    Через систему доступных и понятных заданий (их 7), имеющих общий игровой сюжет, дети учатся в нестандартной ситуации находить оптимальное решение, опираясь на предметные знания и освоенные учебные действия, знакомятся с правилами работы в группе, распределением ролей в ней, овладевают умением принимать совместно решения, объективно оценивать работу друг друга. Итогом выполнения заданий является разработка мини-проекта (создание меню для Карлсона) и защита его перед одноклассниками.

    В пособии для 2 класса предложены две задачи, каждая из которых имеет свой сюжет, приближенный к реальной жизненной ситуации. Попадая в ситуацию, похожую на реальную, они должны самостоятельно найти решение, опираясь при этом на известные способы действия, но применяя их в нестандартных условиях. Второклассники учатся анализировать и обобщать материал, работать с таблицами, понимать инструкцию, выполнять задания в паре, группе, оценивать ход и результаты своей работы. Итогом выполнения заданий первой задачи станет подготовка программы праздника для мам и защита его перед одноклассниками. Во второй задаче ребята разработают и представят классу план проведения выходного дня.

                  

• Включение проектных задач в учебный процесс позволяет оценить способность учащихся применять предметные знания и навыки вне конкретного учебного предмета или отдельной темы, проводить мониторинг метапредметных результатов обучения.

• Работу над проектными задачами желательно проводить системно и последовательно, начиная с 1 класса.

• Работу над проектной задачей желательно проводить в урочное время на этапе обобщения программного материала, в конце четверти или учебного года.

    Педагогу важно разработать алгоритм выполнения задачи, включающий методическое обоснование каждого этапа деятельности.

    Методический аппарат для учителя должен состоять из паспорта и замысла проектной задачи. Паспорт призван сориентировать педагога в определении места данной задачи в учебно-тематическом плане рабочей программы предмета. В обобщенной форме в нем раскрываются базовые предметные знания, умения и сформированные уже метапредметные действия учащихся, на которые опирается предложенная задача. Кроме того, паспорт задачи содержит систему критериев для оценки степени сформированности метапредметных учебных действий с конкретным предметным содержанием. Замысел проектной задачи поможет педагогу определиться со стратегией выполнения заданий, результатом каждого из них, а также уточнить перечень предметных и метапредметных умений, на которых задания основаны.

    Подробные методические рекомендации, раскрывающие алгоритм разработки каждой проектной задачи, основные этапы деятельности по их решению, примерные критерии оценки можно найти здесь.

    Также узнать, как работать с тетрадями, можно из обучающего вебинара к.п.н., методиста отдела повышения квалификации, методических и инновационных проектов Издательского дома «Федоров», соавтора тетрадей О.В. Федоскиной «ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ и ДИАГНОСТИКА ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСОБИЕМ «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ».

    Использование данных тетрадей позволит педагогу системно осуществлять мониторинг метапредметных результатов обучения, фиксировать динамику их развития, своевременно корректировать свою работу в зависимости от полученных результатов. Решение проектных задач также будет способствовать творческому развитию учащихся, становлению их учебной самостоятельности, повышению познавательного интереса.

    Приобрести тетради УМК можно в интернет-магазине издательства: 1 класс, 2 класс.

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?