Главная  /  Переменка  / Библиотека родителя / Так начинаются школьные годы

Так начинаются школьные годы

Автор: Панина Галина Алексеевна


 Так начинаются школьные годы


Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка, момент, с наступлением которого кардинальным образом меняется весь образ жизни. Как организовать адаптационный период ребенка в школе, чтобы не причинить вреда здоровью малыша, укрепить в нем веру в свои силы, интерес к учебе, к окружающим людям? К кому обращаться при возникновении трудностей и проблем и как грамотно решать эти проблемы? На вопросы о трудностях начального периода обучения в школе ответила кандидат психологических наук, практикующий психолог Галина Алексеевна ПАНИНА.


• С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу?
Согласно закону РФ «Об образовании», ребенок, достигший 6,5-7 лет, имеет возможность обучаться в школе. Однако каждому ребенку присущ свой индивидуальный темп развития, и ребята, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. Статистика современной школы говорит о том, что с каждым годом в первые классы приходит все больше детей, не достигших уровня школьной зрелости. Это означает, что ребята находятся в очень невыгодном положении в процессе обучения. Они вынуждены работать в режиме перенапряжения, и им значительно труднее адаптироваться к системе школьных требований.

Если ваш ребенок достиг 6,5-7 лет, обратитесь к квалифицированному психологу, с тем чтобы прояснить реальный уровень биологической зрелости сына или дочери, то есть получить ответ на вопрос, насколько развиты у ребенка те психофизиологические функции, на которые приходится наибольшая нагрузка в процессе учебы. К таким функциям относятся, например, умения произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать обращенную к себе речь, концентрировать внимание, а также умение строить взаимоотношения со сверстниками и с учителями.
Если же ваш ребенок уже пошел в школу и вы видите, насколько процесс вхождения в школьную жизнь для него сложен, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста по поводу выявления зоны трудностей, с которыми столкнулся ваш первоклассник, для того чтобы создать необходимые условия для успешного обучения.

• Сынишка все время берет в школу игрушки. Как на это реагировать?

С точки зрения психолога, необходимо понять, ЗАЧЕМ ребенок берет в школу игрушку. Что она для него в школе? Если это верный друг, который помогает в трудной ситуации (в какой - тоже очень важный для нас вопрос), это одно дело, а если ребенку скучно, неинтересно, задания трудные, непонятные, это уже совсем другое. А может быть, игрушка - средство привлечения к себе внимания одноклассников. Причин может быть много, но их важно понять, для того чтобы правильно вести себя с ребенком.

• Каковы основные признаки готовности ребенка к школе? Существуют ли простые, «домашние» тесты (задачки), позволяющие родителям определить эту готовность? В 6 лет и 5 месяцев для мальчика не рано идти в школу?
Переход от дошкольного, «игрового», детства к школьному, «учебному», - очень непростой и многоступенчатый процесс. Успехи вашего ребенка в школьной жизни на самом деле зависят от большого количества факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать учебную деятельность, сознательно подчинять свои действия правилу, предлагаемому учителем, принимать систему новых требований и норм поведения, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания.
Ребенок должен также обладать развитой речевой, слухоречевой и зрительной памятью и достаточно высоким темпом деятельности. Кроме того, многие школьные трудности, которые волнуют нас, взрослых, связаны с состоянием здоровья ребенка, а ведь оно закладывается еще в раннем детстве и зависит от того, как протекала беременность, как проходили роды, чем и как ребенок болел в раннем детстве.
Хочется заметить, что к школе должен быть готов не только будущий первоклассник, но и его родители. Известно, что школьные проблемы и трудности ребенка могут получать негативный резонанс в семье, а связано это с тем, что часто мы, взрослые, неадекватно оцениваем возможности и способности своих детей. Наши родительские амбиции не позволяют нам доброжелательно и систематически помогать ребенку преодолевать абсолютно естественные в жизни каждого школьные трудности, а ведь мы должны поддерживать его эмоционально, укреплять его веру в самого себя и свои возможности.
• Дочери 5 лет и 6 месяцев. Хотим через год отправить ее в школу. Что Вы думаете о раннем поступлении ребенка в шко-лу? Что говорит статистика о таких случаях? И как эффективнее подготовить ребенка к школе за оставшийся год?
Во многих случаях раннее поступление в школу неоправданно. Ведь что такое школа для первоклашки - новый коллектив, новые занятия, учительница, много новых обязанностей и, главное, очень большие нагрузки - интеллектуальные, психологические, функциональные, физические.
Если вы уверены, что ваш ребенок достаточно зрел, чтобы справиться и не сломаться в этот напряженный период, что школа, в которую он идет, работает с установкой «школа для ребенка, а не ребенок для школы», если учитель внушает вам доверие и, наконец, если ваша семья полна терпения, спокойствия и снисходительности, тогда в добрый путь!
Через год мой сын пойдет в первый класс, но уже сегодня от него мы с тревогой слышим такие слова: «Там сложно, я не хочу». Как родителям психологически подготовить ребенка к школе, как сделать первое сентября действительно праздником для ребенка?
Обычно так говорят дети, которых слишком рано начали готовить к школе. Я не веду речь о том, что вы буквально посадили ребенка за парту. Мы с вами понимаем, что подготовка к школе и школьные успехи напрямую взаимосвязаны, но очень часто, «насыщая» ребенка во благо школы всевозможными знаниями и умениями, мы забываем о праве малыша на детство с его спонтанностью, естественностью, возможностью поиграть. Результат - сопротивление ребенка как процессу обучения в целом (если взрослые перегнут палку в своем старании обучить малыша всему), так и школе, которая «превратила маму из любящей малыша, принимающей его таким, ка¬ков он есть, со всеми его детскими заморочками, в домашнюю учителку». И еще, ваш мальчик может сопротивляться школе из-за того, что ощущает высокий уровень родительских притязаний. А это, вполне возможно, вызывает у него повышенную тревожность и даже формирует скрытый страх перед школой.
• Дочка в группе дошкольной подготовки была лучшей ученицей. А в 1 классе самой большой проблемой стало успокоить ее, если вдруг она оказывалась не «самой-самой». Как справиться с комплексом отличника?
Вообще-то говорить о «комплексе отличника» можно только в том случае, когда стремление вашей девочки к отличным оценкам как-то реально мешает ей в жизни. Ведь если говорить об учебе, то дети-отличники хорошо адаптируются к школе именно посредством отличной учебы: им нет нужды, как другим ребятам, искать и пробовать какие-либо варианты адаптивного поведения, им и так ясно: получил пятерку - и родителям радость, и учителю хорошо. Угодишь всем. Хотя обычные школьные пятерки не всегда говорят о комплексе отличника. Если они добываются ребенком в рамках собственной логики, пусть даже непонятной взрослым, и ради какой-то личной выгоды, это одно дело, но если пятерка становится самоцелью и все, что ниже пятерки, - это катастрофа и провал, тогда все гораздо сложнее.
«Разрулить» подобную ситуацию вам поможет квалифицированная семейная терапия, так как формируется этот комплекс условиями воспитания, когда кто-то из значимых для ребенка взрослых, чаще всего мама, начиная еще с дошкольного периода хвалит его буквально за все достижения, рождая ситуацию «успех кормит успех» и «хороший ребенок - отличник - мамина гордость и радость всей семьи».
• Мой ребенок гиперактивный, ни минуты не сидит на месте. Перед школой пошли к психологу именно с этой проблемой, чтобы предотвратить трудности адаптации к школьной жизни. А психолог меня успокоила, сказав, что как раз активным детям проще приспособиться к новым условиям, чем спо¬койным детишкам. Но меня все-таки гложут сомнения, действительно ли это так?
Хотелось бы сразу уточнить, ваш ребенок активный или гиперактивный? Если вы говорите о гиперактивности, то какой специалист - невролог, психоневролог - поставил такой диагноз? Высокая двигательная активность свойственна очень многим детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, тогда мы и говорим о гиперактивности, которая характеризуется даже не активностью, а расторможенностью. Вообще-то самые разные нарушения психической деятельности наших детей могут иметь «фасад» в виде излишней активности.
Активным детям, если они готовы к обучению в школе, действительно легче адаптироваться к школе. А вот гиперактивный ребенок с самого начала обучения не может спокойно сидеть на уроке. Он постоянно отвлекается, суетится, не может самостоятельно организовать, развернуть свою деятельность, то есть работу на уроке. Его проблемное поведение часто сочетается с трудностями в усвоении школьных навыков - чтения, счета, письма. Поэтому первое, что необходимо сделать, - с помощью специалиста определить, есть ли у вашего ребенка синдром гиперактивности или же ваш сын просто активный, живой мальчик, наделенный от природы непоседливостью и любознательностью.

Ребенок пишет печатными буквами с 5 лет, читает самостоятельно с 6 лет. При этом часто делает ошибки в написании букв, пишет в обратную сторону (например: буквы 3, К, Я, а также цифры 3 и 6). Сейчас дочери 7 лет, поступила в 1 класс, пока картина та же. Что следует делать?
Причинами зеркальности могут быть: левшество (скрытая амбидекстрия); несформированность у ребенка пространственных представлений, если в дошкольном возрасте этому уделялось мало внимания. Следует помнить, что навык письма необычайно сложен, успешность его формирования зависит от сформированности межполушарного взаимодействия, то есть от того, насколько правое и левое полушария «дружат» между собой. У ребят с элементами левшества этот процесс формируется до 9-10 лет.
• У меня очень впечатлительная, эмоциональная дочь. После школы (она первоклашка) долго находится в перевозбужденном состоянии, отдыхать отказывается, а если заставляю, то возится в постели, а главная проблема - совсем не может молчать, разговаривает постоянно, помногу раз повторяя одно и то же. При этом она невнимательна, слышит только себя, пропускает задание мимо ушей. Как можно помочь себе и ребенку?
По, всей видимости, ваша девочка не была готова к систематическому обучению в школе по состоянию здоровья. Интеллектуальное развитие ребенка, я думаю, соответствовало возрасту, но ее повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, выражающаяся в том, что ей «трудно отдыхать», - все это свидетельствует об особенностях здоровья девочки, которое вы должны обсудить с такими специалистами, как невропатолог или психоневролог.

• Сейчас первоклассникам не принято ставить отметки за ответы. А ведь ребенок так нуждается в «документальном» подтверждении своих успехов. Какую форму поощрения Вы считаете самой приемлемой для первоклассника?
Действительно, отметки первоклассникам не ставят, однако оценивание является для ребенка необходимым условием развития. Нам с вами, уважаемые родители, следует учитывать, что «оценка» и «отметка» - это не синонимы. В школах в первых классах не принято ставить именно оценки, тогда как оценивание в форме «звездочек, солнышек, елочек» обязательно должно проводиться учителем.
Вы можете спросить, зачем это нужно? Прежде всего оценивание помогает формированию адекватной самооценки учащегося; затем, это очень важная форма предоставления ребенку и родителям некой «обратной связи» о том, как складываются его дела в школе, на что следует обратить внимание и т.д. Для учителя же оценивание служит достаточно активным методом управления учебным процессом. Вы спрашиваете о форме поощрения ученика за устный ответ, как я поняла. На мой взгляд, таким средством может быть поддерживающее слово учителя, возможно, похвала, если ребенку это нужно (обычно - нужно), но не ОЦЕНКА. Учеников, а иногда и самих родителей, следует освобождать от «оценочной зависимости». Поэтому отсутствие оценок (непременно вкупе с позитивным, адекватным оцениванием) - необходимое условие успешной адаптации наших детей к школе.

• Моему сыну 7 лет, пошел во второй класс. Весь предыдущий год учитель жаловалась на неумение ребенка сосредоточиться, на рассеянность, невнимание. Задания сын выполняет только со «стоянием над головой», на замечания реагирует улыбаясь, строя гримасы, чем вызывает смех всего класса. Читает медленно, переставляя слоги, не дочитывает окончания. Пишет, пропуская буквы, в основном гласные. Подскажите, такое своеобразное поведение - это недостатки воспитания? Или связано с другой проблемой?
Вашему сыну 7 лет, и он пошел во второй класс. Это значит, что в школу он пошел с 6 или с 6,5 лет. Заочно сложно определить причины его неуспешности, но, на мой взгляд, сложившаяся ситуация связана с тем, что на момент поступления в школу ваш мальчик еще, к сожалению, не достиг необходимого уровня психического и физического развития. Иначе говоря, он не был достаточно зрел для систематического обучения в условиях массовой общеобразовательной школы.
Скорее всего, интеллектуальное развитие ребенка соответствовало школьным требованиям, но интеллектуальное развитие как готовность к обучению не есть школьная зрелость, которая дает возможность ребенку развить способность активно и, самое главное, произвольно (то есть когда надо) сосредотачивать свое внимание, ставить перед собой цель что-то выучить, запомнить, сделать. При этом и поведение ребенка должно отличаться произвольностью. Тогда он способен принять требования учителя, он учится строить отношения со сверстниками и может подчиняться новому для себя режиму дня.
Очень важно: несмотря на то что выполнение многих учебных правил дается детям с трудом, когда ребенок готов к обучению, они не вызывают у него протеста и воспринимаются им как необходимые.
Поведение вашего сына изначально не связано с его воспитанием. Однако вашему ребенку необходима серьезная помощь, в которой огромную роль сыграют правильная родительская позиция, тесный контакт с учителем и, конечно, консультация специалиста. Ведь ваша общая задача - «построить» учебную деятельность ребенка, развить его желание учиться, его познавательную активность, но делать это надо на легком и доступном для него материале.

 

Материал взят из сборника " В содружестве с родителями", 1-й выпуск (Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2008)

 

Версия для печати

Издательский дом «Федоров»
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

E-mail

пароль



Забыли пароль?