Главная  /  Переменка  / Развивающие игры / Учимся, играя

Учимся, играя


Речь ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет) становится все более совершенной. Они уже могут правильно употреблять ранее трудные для них части речи (например, причастия и деепричастия) и сложные синтаксические конструкции (сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты), значительно обогащается и активизируется словарь детей, развивается связная монологическая речь, формируется способность к творческой словесной деятельности.
Очень полезно играть в игры, которые закрепляют знания детей о том, что слово состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много. Рекомендуются игры для формирования у детей умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове.
Игры на звуковой анализ слова
«Подумай, не торопись»
Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность и проверку, как они слышат и выделяют определенные звуки в словах.
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, скворец)
- Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний — ш. (Карандаш, камыш...)
- Какое получится слово, если к но- прибавть один звук? (нож, нос...)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Милу мочалкой.)
- Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний — к. (Шустрик, Кузнечик...)
- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино, луковица...)
В слове есть части — слоги
«Волшебная скакалка»
Дети строятся в две шернги (по ровному счету), в руках у них скакалки. Ведущий произносит какое-нибудь слово, а двое детей, стоящих впереди шеренги, должны быстро сказать, сколько частей в названном слове, и проскакать вперед столько раз, сколько слогов в слове. Все остальные дети — жюри.
Они отмечают правильность выполняемых действий. Если кто-то из детей неправильно отскакал, он должен встать в конец своей шеренги. Те, кто все выполнил точно, переходят в другой конец площадки.
«Магазин игрушек»
Игрушки: кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка.
Детям дается задание — купить в магазине игрушку, в названии которой два слога. Покупая, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей, последовательное звучание каждой части слова. Игрушки, имеющие название из двух частей, раскладывают на полках слева и из трех частей — справа.
Почему Чебурашка и танк остаются в магазине?
«Петрушка прислал письмо»
Наглядный материал: 3 конверта с письмами-заданиями.
1-е письмо.
«Угадайте, что это за слово, если его начало, его первая часть — ша-? Зарисуйте все эти слова в альбом».
Дети называют разные слова с первой частью ша-: шарик, шалаш, шакал, шашки...
2-е письмо.
«Первая часть задуманного мною слова — бу-. Что за слово?»
Дети вспоминают: булавка, бутон, бумага, букет, бутылка, бусы, букашка, буренка...
Ответ: Буратино.
3-е письмо.
«Это задание потруднее: начинается мое слово частью ма-, но в других частях слова, которые звучат после первой части ма-, есть звук ш». Дети называют: Маша, Машенька, машина, марш, маршировать, мартышка.
Ответ: Матрешка.
В слове есть ударение
«Как зовут друзей?»
Игрушки: кот и заяц.
Взрослый показывает детям игрушки и просит подобрать им такие клички, чтобы они действительно подходили к данному животному и состояли из двух частей. Дети предлагают: для кота — Шустрик, Кисан, Мур-мур, Черныш, Пушок, Тимка...; для зайца — Хваста, Беляк, Трусик, Косой...
Следующее задание — отобрать из названных кличек кота лишь те, ударение в которых слышится в первой части. Проанализировав выполнение этого задания, дет отбирают клички с ударением на втором слоге.
«Стук да стук, найди слово, милый друг»
Наглядный материал: открытки с изображениями цветов.
В начале игры открытки раздаются детям.
Задание первое.
Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, астра, ландыш). Если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части.
Задание второе.
Теперь я стукну молоточком только один раз, это значит, что со стенда нужно снять те картинки с цветами, в названии которых ударение звучит в первой части.

Всем известна роль чистоговорок и скороговорок в формировании правильного произношения. Чистоговорки и скороговорки рекомендуются также и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата, темпа речи.
С(СЬ)
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Ас-ас-ас — у нас свет погас.
Ос — ос — ос — на поляне много ос.
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.

З(ЗЬ)
За-за-за — уходи домой коза.
Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.
У зайки Бубы заболели зубы.
У маленькой Зины бузина в корзине.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Видит волк козу, забыл и грозу.
Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет.

Ц
Цо-цо-цо — на руке кольцо.
Цы-цы-цы — поспели огурцы.
Ец-ец-ец — очень вкусный огурец.

Ш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Аш-аш-аш — у Вовы карандаш.

Нашей Маше дали манной каши.

Ж
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу — молоко дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Ч
Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу — молоточком я стучу.
Оч-оч-оч — наступила ночь.
Шубка овечки — теплее любой печки.

Щ
Ща-ща-ща — мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ — мы наденем плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Л(ЛЬ)
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стол стоит в углу.
Ул-ул-ул — у нас сломался стул.
Оль-оль-оль — мы купили соль.

Р(РЬ)
Ра-ра-ра — Кате спать пора.
Ро-ро-ро — на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры — летают комары.
Ри-ри-ри — на ветке снегири.
Ор-ор-ор — подмели мы двор.
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.

С-З
Соня Зине принесла бузины в корзине.

С-Ц
Синицы — веселые птицы.
Стоит воз овса, возле воза — овца.
Из соседнего колодца целый день водица льется.

С-Ш
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Саша шапкой шишки сшиб.
Сшила Саша Сашеньке шапку.

З-Ж
У Зины много забот, заболел у зайки живот.
У маленькой Зины медвежонок в корзине.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Ц-Ч
У цапли цыпленок, у зайки зайчонок.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.

Л-Р
Король — орел, орел — король.

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?