Главная  /  Переменка  / Развивающие игры / Игры для развития речи

Игры для развития речи


Предлагаем вашему вниманию игры для развития речи, которые можно использовать на подготовительных занятиях к школе. Игры рассчитаны для детей 6-7 лет.

Настольная игра «Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и актвизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:
1. Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, пальто-куртка, шуба-зимнее пальто, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки-сандалии, ранец-портфель, люстра-настольная лампа.
2. Коробочки для складывания картинок.
Ход игры
Играют 6-9 детей. Взрослый вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Учитель называет один предмет из пары, например: кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.
К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Для активизации в речи детей соответствующего словаря учитель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки». - «Варежки», - отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.

Игра «Каждую птицу на свое место»
Цель: упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих и болотных птиц, пользуясь сведениями, полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т.д.) свидетельствует об определенном образе жизни, повадках.
Игровой материал:
1. Таблица, разделенная на 9 клеток. В первом столбике нарисованы орел, журавль и гусь.
2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).
Ход игры
1-й вариант:
Учитель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.
Рассказ об орле.
Орел — хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные ноги с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв.
Рассказ о журавле.
Журавль живет на болоте, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм — небольших водных обитателей.
Рассказ о гусе.
На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапках перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм. Гусь — водоплавающая птица.

Рассказав о птицах, учитель вызывает детей к столу. Каждый ребенок берет по одной картинке, определяет, с какой птицей рядом (орлом, журавлем, гусем) следует ее поместить, и объясняет почему. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, потому что она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».
2-й вариант:
Ведущий произвольно раскладывает на таблице все 6 картинок с изображениями птиц. Спрашивает детей, каждая ли птица на своем месте. Предлагает разложить картинки правильно и пояснить, почему сова и коршун должны находиться рядом с орлом, аист и цапля рядом с журавлем, лебедь и утка рядом с гусем.

Игра «Пирамида»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:
1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 для двухсложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу квадратов кармашки.
2. Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, лев, уж, лук, жук, рысь, гусь, тигр, ключ, сыр, волк, стул, мяч, шар и др.); на двухсложные слова (коза, кошка, рыба, жаба, белка, пингвин, овца, баран, кувшин, чайник, чашка, сумка и др.); на трехсложные слова (собака, корова, ворона, пеликан, попугай, кенгуру, тарелка, автобус, паровоз, малина, сапоги, цыпленок и др.)
Ход игры
1-й вариант:
Учитель объясняет: «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: ры-ба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь».
Учитель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом.
Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.
2-й вариант:
Учитель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершинки.
3-й вариант (настольная игра):
Для настольной игры изготовляются карты с изображениями пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.) Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду.
Настольная игра «У кого букет больше?»
Цель:
1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия.
2. Закрепить обобщающие слова «теплые», «холодные» (цвета) и поупражнять детей в употреблении этих слов.
Игровой материал:
1. Игровое поле (лист бумаги) с нарисованной извилистой тропинкой из маленьких прямоугольников и кружков (на них учитель перед игрой выкладывает цветочки холодных и теплых тонов).
2. Кубик. 3 грани окрашены в холодные цвета, 3 — в теплые. На гранях точки: одна, две и три.
3. Картинки с вазами и цветы.
4. Фишки по числу играющих.
Ход игры
Играют двое-четверо детей (если играют четыре человека, то двое собирают цветы для букета холодных тонов, а двое — для теплых). Дети договариваются о том, кто из них какой букет будет собирать. Играющие поочередно бросают кубик. Если у ребенка, собирающего цветы для «холодного» букета, верхняя грань кубика будет окрашена в холодный цвет, он передвинет свою фишку на столько прямоугольников, сколько точек на этой грани кубика. Если кубик ляжет на грань теплого цвета, ребенок бросает кубик еще раз. Если опять неудача, он отдает кубик противнику. Когда фишка попадает на цветок нужного тона, ребенок «срывает» его и помещает в вазу (на стебель). Выигрывает тот, кто, пройдя по всей тропинке, соберет наибольшее количество цветов.
Если играют четверо, то в конце подсчитывается общее для каждой пары количество цветов.

Лото «Определи первый звук в слове»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Игровой материал: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего — кружки.
Предметные картинки на карточках: А (арбуз, автобус, ананас, аист); У (утюг, удочка, утка, усы); И (индюк, иголка, иней, иволга); О (ослик, овес, окунь, осы); П (портфель, платок, платье, палатка); К (краски, карандаш, котенок, кузнечик); Х (халат, хомяк, хлопок, хоккеист); С (скворец, сирень, сено (стог), собака); З (заяц, замок, зонт, земляника); Ш (шкаф, шиповник, шишка, шалаш); Ж (жук, желуди, жираф, журавль); Ч (часы, чайник, черешня, черемуха); Ц (цыпленок, циркуль, цапля, цифры); Л (лягушка, ласточка, лесенка, лыжи); Р (редис, рысь, рак, рябина).
Сочетание предметов на карточке может быть разным:
а) предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);
б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);
в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т.д.).
Ниже приводим примерный набор карточек:
1) ананас — индюк — окунь — лягушка — часы — краски;
2) утюг — портфель — сирень — замок — шалаш — жук;
3) арбуз — халат — скворец — цифры — рябина — чайник;
4) ананас — удочка — иней — пила;
5) черешня — цапля — редис — ласточка;
6) собака — зонт — шиповник — жираф — усы — осы;
7) кузнечик — хомяк — шапка — журавль — автобус — иней;
8) хлопок — котенок — циркуль — черемуха — рак — лесенка и т.д.;
9) автобус - усы — иголка — овес — шапка — журавль;
10) цапля — черепаха — ласточка — рак — заяц — шарфик.
Под каждым изображением — полоска из трех одинаковых клеток.
Ход игры
Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п...). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок или карточку с соответствующей буквой, которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки.

Игра «Включи телевизор»
Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.
Игровой материал:
1. Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа — изображение телевизора; за экраном — карман (для демонстрации картинок).
2. Предметные картинки и карточки с буквами.
3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.
Ход игры
Учитель объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — название картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».
Учитель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.
Слова, которые можно составить по первым звукам: ком (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас).
Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, платок, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет, носок, лодка).

Игра «Украсим елку»
Цель:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Упражнять в делении слов на слоги (двухсложные и трехсложные слова).
Игровой материал:
1. Панно, на котором изображена елка, вырезанная из бархатной зеленой бумаги.
2. Кружки из такой же бумаги, с одной стороны на них нарисованы елочные игрушки: снеговик, сосулька, месяц, самолет, снежинка, лиса (с); звезда, зайка, ваза (з); шарик, шишка, хлопушка, петрушка, мышка, мишка (ш); жучок, ежик, снежинка (ж); ракета, рыбка, фонарк, петрушка, шарик (р); лодка, лиса, самолет, сосулька, хлопушка (л). Картинки, в названии которых встречаются 2 отрабатываемых звука, изготовляются в двух экземплярах.
3. 2 коробочки: одна с двумя полосками на боковой стороне, другая — с тремя.
Ход игры
Учитель ставит перед детьми панно с елкой и фланелеграф, на котором прикреплены елочные игрушки. Говорит: «Дети, вы все очень любите веселый новогодний праздник. Предлагаю сегодня украсить эту елку. Вот елочные игрушки. Сначала нужно повесить на елку те игрушки, в названии которых есть звук «с». Когда будете вешать игрушку, четко называйте ее и голосом выделяйте звук «с». Ребенок сразу отбирает все игрушки на звук «с». Затем педагог вызывает двоих детей и предлагает одному повесить игрушки со звуком «з» в названиях, другому — со звуком «ш». Следующие двое детей отбирают игрушки, содержащие в названиях звуки «ж» и «р». Последний ребенок вешает оставшиеся игрушки и сам определяет, какой звук повторяется в их названиях (л).
Далее учитель говорит: «Какая нарядная елка у нас получилась! Но кончился новогодний праздник, нужно убрать елочные игрушки до следующего Нового года в эти коробки. В коробку с двумя полосками на боковой стороне будем складывать игрушки, названия которых можно разделить на две части (слога), а в коробку с тремя полосками сложим игрушки, названия которых делятся на три части».
Учитель приглашает к столу двух детей и предлагает поочередно снимать игрушки и определять, в какую коробку их следует сложить. Потом задание выполняет еще одна группа детей из трех-четырех человек.
Двухсложные слова: свечка, месяц, лиса, звезда, зайка, ваза, жучок, ежик, шарик, шишка, мышка, мишка, рыбка, лодка.
Трехсложные слова: снеговик, снежинка, сосулька, самолет, хлопушка, петрушка, ракета, фонарик, лошадка.
В заключение учитель предлагает проверить, правильно ли разложены игрушки по коробкам. Он вынимает игрушки сначала из коробки с двумя полосками, а дети хором (негромко) произносят их названия по слогам: ва-за, е-жик и т. д. Так же проверяют содержимое коробки с тремя полосками: ра-ке-та, сне-жин-ка...

 

 

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?