Главная  / УМК / УМК развивающей системы Л.В.Занкова в XXI веке

УМК развивающей системы Л.В.Занкова в XXI веке

  • Автор: Нечаева Н. В.
  • Город: 1


    Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечается, что развитие личности - смысл и цель современного образования. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества.
    Таким образом, приоритетами признаны идеалы развивающего обучения. И для их реализации необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая система, каковой и является дидактическая система Л.В. Занкова, которая с 1995 года стала одной из трех государственных образовательных систем. Для этой дидактики академик А.Г. Асмолов нашел очень точное определение - «психодидактика», а Л.В. Занкова он назвал лидером психодидактики.
    Академик Л.В. Занков и его сотрудники сделали важный шаг в педагогической науке - опираясь на знания о ребенке, полученные разными специалистами, они доказали: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и прочее, как отражающим социальный опыт, социальный заказ, а с другой - столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам.
    Развитие Л.В.Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия ума, воли, чувств ребенка. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.
    Последнее, пятое, поколение учебников, разработанных в системе Л.В. Занкова, выстроено с учетом трех факторов:
1) требований Федерального государственного образовательного стандарта;
2) цели системы;
3) возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.
   Ведущим понятием для этого комплекта является понятие «целостность»:
1) целостность системы (интеграция горизонтальная):
- общность цели (достижение оптимального общего развития каждого ребенка);
- задачи обучения (представить школьникам общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания);
- единые дидактические принципы (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого);
- типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность);
- система изучения результативности;
- требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса;
2) целостность курса каждого учебного предмета (интеграция вертикальная).
    Новизна всего комплекта определяется:
1) вызовами новой исторической эпохи, которая на первый план ожидаемых результатов обучения выдвинула такие качества личности, которые могут быть сформированы только на метапредметном или межпредметном уровнях;
2) продвижением авторов в разрешении основного для них психолого-педагогического противоречия: согласования ведущей роли обучения с предоставлением простора его индивидуальности. Обучение строится с учетом знаний о ребенке, которые дают педагоги, психологи, нейропсихологи, физиологи, дефектологи, социологи, что позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка, не навредив его здоровью. Поэтому развитие системы на современном этапе и в будущем связано, с одной стороны, со все более глубоким познанием особенностей обучающихся педагогами и специалистами смежных наук, а с другой - с разработанностью философской мысли, общепедагогических, дидактических проблем современного образования.
    Комплект учебников по системе Л.В. Занкова включает учебники по всем предметным областям начальной школы; рабочие тетради; методические рекомендации с вариантами поурочного планирования, примерами уроков, дополнительным материалом для учителя; хорошо иллюстрированные издания для классной и внеклассной работы по учебным предметам. Линия начальной школы имеет продолжение и в среднем звене - в 5-6 классах (адаптационный период). Все учебники для начальных классов включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Эти учебники, как и учебники для 5-6 классов, признавались победителями конкурса Национального фонда подготовки кадров и Министерства образования Российской Федерации по созданию учебников нового поколения.
     Раскроем возможности этого комплекта в решении новых приоритетов российского образования.


Структурирование содержания курсов на интегрированной основе


     Одним из главных факторов, влияющих сегодня на развитие образования, в новом ФГОСе названа глобализация. Эта реальность требует от человека умения целостно
воспринимать мир, оперировать не отдельными фактами и явлениями, а видеть и исследовать их связи, мыслить себя и то, что он делает, не только в локальном масштабе, а и в глобальных связях. Такой широкий взгляд можно развить, опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные.
     Интегрированные курсы в наибольшей степени соответствуют не только особенностям современного информационного потока, который не членится на отдельные области знания, но и возрастным особенностям младших школьников, характеризующихся синкретизмом (слитностью, нерасчлененностью) мышления.
     Процитирую Базисный образовательный план (БОП): «Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету». Многолетняя практика работы занковских классов полностью подтверждает это.
     Напомним, что задачей занковской системы является представление целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. При этом связи между знаниями усложняются постепенно, по мере введения нового материала. Создаются условия для формулирования продуктивных заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит, не только включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей друг с другом.
     Например, в курсе «Окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) вначале ученики исследуют связи только между объектами неживой природы, затем эти связи обогащаются связями между объектами живой природы, а затем - миром человека и тем, что он открывал, изобретал в разное историческое время. Сам за себя говорит подзаголовок курса по технологии - «Художественный труд». «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки, изобразительного искусства. На основе широкой интеграции построен курс русского языка, в котором во взаимосвязях представлены система языка, речевая деятельность, история языка. В курсе математики органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. Знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, истории музыкальных инструментов, изобразительному искусству.
     Материал интегрированных курсов структурируется на основе выдвинутого Л.В. Занковым дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, который нацеливает на реализацию связей и зависимостей между теоретическим материалом, а также ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. При таком построении курсов школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знания.
Как-то учителям было предложено составить список знаний и умений, непосредственно связанных с темой «Правописание безударной гласной в окончании имен существительных». Они назвали одиннадцать позиций: дифференциация гласные - согласные; ударные - безударные; состав слова (окончание); однокоренные слова - формы слова; различение частей речи и т.д. Все эти языковые связи представлены в учебниках русского языка Н.В. Нечаевой и С.Г. Яковлевой.
     Этот пример показывает объективный характер реализуемых в учебниках связей всего программного материала, многократность возвратов к изученному, что создает в каждой новой теме новые взаимосвязи, новую систему знаний, способствуя прочному усвоению и ранее изученного, и нового знания без скучных повторительных уроков. Это еще одно очень существенное условие для индивидуализации обучения.
     Вот, например, задание из учебника «Окружающий мир», 3 класс:
Какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в неизведанные края? Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?
     Подобные вопросы выводят ребенка на осмысление конкретных жизненных ситуаций, и при поиске ответа он должен переосмыслить не только прежде изученный материал, но и обратиться к собственному жизненному опыту. Так знание по конкретному учебному предмету выходит за его рамки, приобретая обобщенный надпредметный вид и практическое значение.
    Следующий пример показывает, как при решении математической задачи ученики самостоятельно получают историческую информацию:
Первая газета вышла в России 2 января 1703 года, а первая книга напечатана в Москве на 139 лет 8 месяцев 5 дней раньше. Когда вышла в свет первая книга?
«Математика», 4 класс (И. И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина)

     При интегрированном подходе к структурированию учебного материала при работе с новой учебной темой актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что прямо выводит нас на многоаспектные задания к одному содержанию. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. На таком широком поле возможностей каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.
     Проанализируем пример из учебника «Русский язык», 2 класс (Н.В. Нечаева), тема «Имя существительное»:
Прочитай. Что это: скороговорка или считалка? Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?
Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен.
Пусть росток выходит вон!

Чтобы написать эти строки, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов. Отметь число и, если можно, род. Почему рифмуются слова лен, вон?

    Главное - в работе над этим многоаспектным заданием свою «нишу» найдет каждый ребенок. Явления языка предстали перед второклассником целостно: в тесном переплетении цели речи, смысла слова и грамматических законов. Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Это чрезвычайно ценно и для становления ученика, для воспитания волевых качеств (ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании), и для осознания своей успешности (не ответил на один вопрос - ответил на другие в рамках одного задания, работая со всем классом). Это еще одна возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи.
     При выполнении задания от ученика требовались такие общеучебные умения, как ориентация в учебном задании; нацеленное восприятие текста; планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением; обобщение слов в тематическую группу; группировка слов по их принадлежности к имени существительному, по числу и роду; определение групп обобщенными понятиями; анализ интонации конца предложения и фонетического состава слов.
     Подобная разносторонность анализа и обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, создавая условия для активной коммуникации учеников и формируя прочность усвоения программного материала.
     Таким образом, освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:
• пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;
• его изучение при актуализации объективно существующих связей
с прежде изученным материалом;
• включение этого материала в новые связи при изучении новой
темы.


     Организация поисковой самостоятельной деятельности


     В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчеркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
     При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы занковских УМК исходили из того, что импульсом к началу самостоятельной деятельности служит познавательная трудность, неожиданность задания, учебной ситуации. Это очень важно для детей данного возраста. Нейропсихологи утверждают, что особенность младших школьников заключается в том, что у них правое полушарие мозга, ведающее целостным, панорамным восприятием действительности, опережает в своем развитии левое - рациональное, аналитическое, алгоритмическое. Человек правополушарного типа - исследователь по своей природе. Именно поэтому акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний так важен при обучении младших школьников. Репродуктивное обучение не соответствует их психофизиологическим особенностям. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик или сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п., или сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
     В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению (с оказанием в случае необходимости помощи - стимулирующей, направляющей или обучающей).

    Так, с 1 класса дети наращивали знания о живой и неживой природе и с совершенно новых позиций должны осмыслить эти знания в 4 классе:
На примере образования полезных ископаемых докажите связь живой и неживой природы.
«Окружающий мир», 4 класс
     Анализ заданных условий выводит на самостоятельное открытие нового знания в математике:
1. Запиши числа арабскими цифрами: ХХ  II  ХХIХ
2. Запиши числа римскими цифрами: 35 18 24 33 26
3. Рассмотри равенства: CLX=160 и XL= 40 Какие новые цифры в них использованы? Определи их значение.

«Математика», 3 класс (И. И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина)
     Ученики являются активными созидателями учебного процесса:
Представь, что ты учитель. Какие задания ты дашь своим ученикам к специально придуманным предложениям?
Мой зн_комый позн_комил меня с незн_комкой. Вот и перезн_комились!

«Русский язык», 2 класс
     С периода обучения грамоте ученики привыкают к «ловушкам». Как, например, в следующем задании «Азбуки» (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) дети читают три пары слов, в которых уменьшительно-ласкательная форма имени образована одинаково, с помощью суффикса -еньк- (термины не вводятся):
Оля - Оленька
Поля — Поленька
Коля — Коленька
Тоня — ?

     Подобрать пару к последнему слову первоклассник должен самостоятельно, и он по аналогии говорит: «Тоненька». Не получилось! Надо «Тонечка». Налицо коллизия, столкновение с уже открытым способом образования нового слова.
     Такие столкновения и в целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Л.В. Занков подчеркивал роль эмоций в обучении, особенно в детском возрасте. Он писал: «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но обладают созидающей силой». Американский психолог Д. Гоулман выдвинул и доказал предположение о том, что примерно 80% успеха в жизни обусловлено неинтеллектуальными факторами, ведущим из которых является фактор эмоциональный.
     В нашей системе развитие чувств, эмоций является полноправной целью обучения (напомним, что общее развитие понимается как развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений), а это значит, что проблема понимается не только на уровне модных сейчас слов, а приобретает свое материальное воплощение в содержании, в постановке процесса обучения и во всей атмосфере, в которой протекает жизнь ребенка в школе.
     Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив - яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Два вопроса тем, кто сомневается: можно ли облегченно развивать? Каков может быть результат облегченной жизни в школе?!
     Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга, отсутствие ненужных «карательных» мер - все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения.


Воспитание толерантности и диалогичности

 

    Эта образовательная задача отражает следующий фактор информационной эпохи - поликультурность современного общества. Развитие коммуникативных способностей и тесно связанной с ними и формирующейся на их основе толерантности осуществляется в ходе реализации единой системы работы над устной и письменной речью и в ходе жизнедеятельности детей. Об определяющем значении этой стороны развития детей разработчики системы говорили уже в 50-е годы XX века.
     Совершенствованию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит прежде всего организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, умелое пользование которыми и служит взаимопониманию людей. Цель эта метапредметная и достигается средствами всех учебных предметов. Ниже представляем соответствующие примеры.
Обсудите содержание пословиц.
От слова — спасенье и от слова — погибель.
Недоброе слово больней огня жжет.
Умеете ли вы слушать друг друга? Как вы выражаете несогласие? Радуетесь ли успехам одноклассников? Запиши пословицы. Отметь опасные места. Какие роли выполняет Ь?

«Русский язык», 2 класс
Когда мир стал поликультурным и возникли проблемы межнациональных отношений, важно как можно раньше развивать у детей интерес к культуре других народов. Дети каких национальностей живут или учатся рядом с тобой? К какому народу относишься ты? Какой у тебя родной язык?
«Окружающий мир», 1 класс
    Для лоскутной мозаики придумано много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют названия. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по-разному, хотя передают они один и тот же образ. Например, в России это «колодец» и «изба», а в Америке - «американский квадрат» и «бревенчатая хижина».
« Технология», 4 класс (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова, О. И. Нагель, Г.Э. Цирулик)
     В этот же, начальный период обучения начинается систематическая работа над своей и чужой письменной речью, понимание, осмысление которой лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. Поэтому и освоение признаков текста, умения его анализировать и создавать осуществляется во всех УМК.
    Особое значение в речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.

    Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки - к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, их языковое развитие, на умение работать с текстом; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы; серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).

    Посмотрите на значение некоторых условных знаков, принятых в учебниках занковских УМК. Они демонстрируют разнообразные формы работы, которые помогут учителю перейти от отношений «учитель - ученик» к партнерским отношениям всех участников образовательного процесса: «Инсценируй», «Исследовательская работа», «Учим друг друга», задания для мальчиков и для девочек, работа в паре или группах.
     Приводим пример того, как через работу с чужим текстом, через анализ картины четвероклассников подводят к написанию собственной работы.
1) Прочитай текст. Какова его тема? Как можно его озаглавить? Определи его части и напиши план.
(Далее в учебнике дан текст о картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет» и об изображенном на картине С.А. Рачинском, учителе художника.)
2) Запиши только ту часть текста, в которой автор дает общее описание картины и учителя. Если надо, измени начало текста.
Следующее задание таково:
1) Рассмотри репродукцию картины «Устный счет» Богданова-Бельского. Как ты думаешь, является ли учитель «любимым наставником» этих крестьянских детей? Рассмотри учеников: о чем говорят их взгляды, позы? Какое настроение создает эта картина?
2) Предлагаем тему для сочинения:
«Учитель и ученик». Раскрой ее или от лица учителя Рачинского, или от лица его ученика.

«Русский язык», 4 класс
    Или, например, на уроках окружающего мира, когда ученики познакомились вначале с природой лесной зоны, а затем с природой арктической пустыни, им предлагается написать сказку о встрече белого медведя с бурым.
    Именно в нашей системе стали правилом поиск учениками дополнительной информации, работа в библиотеке, систематическое обращение к дополнительной, справочной литературе, к словарям, написание сочинений, докладов по всем учебным предметам. В занковских классах дети уже в начальной школе приобретают первые навыки того, как письменно излагать свое мнение, воспринимать точку зрения своих одноклассников, вступать в спор с автором суждения. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы с текстами разных типов, стилей, жанров.
     Познакомьтесь с заданиями из разных учебников.
«Окружающий мир», 4 класс:
Опираясь на материал раздела «Сельское хозяйство», составьте таблицу «Продукты питания на вашем столе»: продукты растительного происхождения и продукты животного происхождения.
Разделитесь на группы. Каждая выберет одну из природных зон России и подготовит сообщение о том, какие отрасли сельского хозяйства в ней развиты.
«Технология», 2 класс (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова), урок по лепке доисторических животных:
Расскажи, что ты знаешь о животных, которые жили на Земле много-много лет назад.
     «Литературное чтение», 2 класс (В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова), после ознакомления со сказками и стихами, в которых рассказывались легенды о происхождении цветов, предлагается творческая работа:
Попробуй придумать легенду о происхождении незабудки, ромашки, анютиных глазок, любых других цветов.
     Результатом устного и письменного творчества младших школьников становятся рассказы и стихи, написанные детьми по собственному желанию. Например, ученики-занковцы увлекаются сочинением лаконичных трехстиший (подражаний японским хокку, изучаемым на уроках):
Мама и папа
Вместе с нами играют.
Есть птица счастья!
Лера М.
Ругают за дело?
Не плачь! Некоторых
Никто не ругает.

Коля С.


Формирование универсальных учебных (общеучебных) умений


     В нашей системе обучения номенклатура общеучебных умений определена в соответствии с их необходимостью для осуществления учебной деятельности:
1) информационно-ориентировочные умения - наблюдение (реальных и наглядно-образных объектов), слушание, чтение;

2) операционально-исполнительские умения - классификация и обобщение, которые по психическим механизмам прямо соотносятся с умственными действиями: анализом, синтезом, абстракцией и обобщением;

3) контрольно-коррекционные умения - самопроверка и самоконтроль. Также общеучебными являются умения, о которых шла речь выше: проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, сотрудничать при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность и т.д.
     В новом государственном стандарте особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием умения учиться, умением работать с информацией, осуществлять проектно-исследовательскую работу. Наш учебно-методический комплект создает условия для этого в урочное и внеурочное время. В нем названы и реализованы с 1 по 4 класс предпосылки для проведения исследовательской поисковой работы и, начиная с 3 класса, предложены задания для осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
«Окружающий мир»:
На картах и сегодня можно увидеть названия древних городов. Можем предложить вам на выбор: Москва, Новгород, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Ярославль. Распределитесь на группы и найдите сведения об истории одного из них: когда возник, в каких природных условиях, чем занимались горожане, какими событиями в истории, памятниками культуры он славится. Использовать можно любые источники сведений - энциклопедии, журналы, художественные произведения, Интернет. На основе собранных сведений подготовьте сообщения.
(3 класс)
Проведите конкурс работ «Петербург - один из прекраснейших городов мира».
Определите в классе круг обсуждаемых вопросов. Победит та команда, которая найдет наиболее интересные факты, иллюстративный материал, шире представит историю города. Или вы составите на основе всех работ один общий рассказ.

(4 класс)
«Русский язык», 4 класс:
Прочитай о том, как мог рассуждать древнегреческий ученый Аристотель, решая проблему формы Земли. Какие этапы исследовательской деятельности описаны в тексте? Напиши их и подтверди выдержками из текста.
(Далее следует текст.)
Докажи, что это текст-рассуждение. Объясни выражение опытным путем. Запиши 2-й абзац, укажи грамматические признаки, которые помогли тебе вставить пропущенные буквы.
«Окружающий мир », 4 класс:
Россия - страна многонациональная. Подберите материал и сделайте сообщение о какой-либо национальной кухне.
    Умение учиться невозможно без контрольно-оценочной самостоятельности ребенка. Поэтому нами широко используется технология безотметочного оценивания, позволяющая сформировать у учащихся следующие умения:
- видеть границу между известным и неизвестным; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
- оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
- планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
- определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
- делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
- самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.
     Данные черты проявляются в следующих заданиях.
«Окружающий мир», 4 класс:
Прочитай текст об Австралии. Отметь знаками: известную тебе информацию (V), новую информацию (+), информацию, противоречащую известной тебе (—), информацию, требующую дополнительных пояснений (?).
«Математика», 2 класс:
Составь по рисунку текст задачи и реши ее. Составь к данной задаче обратные. Сколько вариантов получилось у тебя? Сколько у всего класса? Обменяйся работой с одноклассником, проверь ее. Обсудите результаты вашей проверки.
     Или задание, которое может появиться в любом из занковских учебников:
Прочитай задания. Какое (какие) из них ты выполнишь? Объясни свой выбор.
     В рабочие тетради по разным учебным предметам включены задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ обучающимся своих достижений. Приведем некоторые аспекты самооценки из тетради по технологии. Ребенку в специальной рубрике «Мои достижения» предлагается оценить с помощью несложных условных обозначений сложность работы, уровень самостоятельности выполнения задания (по картинке, по выкройкам, по своему замыслу), аккуратность и прочее.
     Авторами УМК по предметам разработаны формы учета текущей и итоговой успешности продвижения ребенка в развитии и усвоении программного материала. В них фиксируются в качественных (а не количественных) показателях достижения каждого ученика. Изучение результативности обучения не только дает нам новые знания о ребенке, но и обнаруживает зоны нашего, взрослых, незнания ребенка. Авторы комплектов ищут эти знания, совершенствуя пути реализации педагогических основ системы. И снова исследование, поиск. Ради того, чтобы каждый ребенок прожил в школе успешную содержательную жизнь.
     Подведем некоторые итоги. Обучение по системе Л.В. Занкова, на наш взгляд, во многом реализует те принципы, которые выдвинуты в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Оно позволяет получить иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой, информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. К тому же отмечается высокий процент участников и победителей олимпиад, медалистов и поступающих на следующие ступени образования. Важно и то, что одним из основных показателей системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. Наши дети спокойны и уверены в себе, они не испытывают на уроках чувства страха. Без сомнения можно сказать, что они будут востребованы обществом и реализуют свои возможности. Это самое существенное достижение обучения.
     Этой статьей мы пытались показать, что в нашей системе есть технология включения ребенка в активную деятельность, найдены принципы структурирования учебных курсов, которые создают для этого реальные условия. Таким образом, мы можем говорить о передаваемом опыте реализации требований стандартов нового поколения. Этому служат опыт наших учителей, деятельность авторского, методического коллектива Центра и четырех выпусков лекторов по нашей системе, а также полный занковский учебно-методический комплект для начальной школы, литература по теории и практике развивающего обучения.

 

 

Версия для печати

Назад

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?