Русский язык
- Автор: Нечаева Н. В.
- Город: 1
К СОКРОВИЩАМ РОДНОГО ЯЗЫКА
УМК по русскому языку. Автор курса Н.В. НЕЧАЕВА
Курс русского языка построен на основе широкой внутрипредметной интеграции (системы языка, речевой деятельности, истории языка). Сквозная цель курса – освоение коммуникативной функции языка, создание целостной языковой картины, так как только она может быть базой для общего развития детей.
Курс "Русский язык" занимает особое место в системе, направленной на достижение единой для всего обучения цели - оптимального общего развития каждого школьника. Язык - это та среда, в которой живет каждый человек, это средство повседневного и научного общения, а также общения в области культуры и искусства.
В основу курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: языка и речи.
Язык - универсальное средство общения (кодовая система), речь - функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике.
Чтобы человек мог занять достойное место в жизни, в любой профессиональной сфере, ему требуется свободное владение средствами русского языка в индивидуальной речевой деятельности. Поэтому в обучении нельзя отрывать речевую деятельность от средств языка, которые ее регулируют. Задача, таким образом, состоит не только в том, чтобы дать ребенку знания о языковых средствах, необходимо создать условия для повседневного приобретения опыта пользования ими в устной и письменной речи, создания индивидуальной, отличной от других манеры.
Цели системы обучения, направленной на общее развитие учащихся, наиболее полно соответствует предметная цель обучения русскому языку - освоение учащимися его коммуникативной функции - умения адекватно воспринимать и использовать речь.
Программа курса "Русский язык" для начальной школы входит в непрерывный курс русского языка в 1-9 классах. В разные периоды обучения видоизменяются частные задачи курса и основные единицы речи, которые его структурируют. Так, в период обучения грамоте весь курс подчинен продуктивному и быстрому обучению детей чтению и письму. В качестве основной единицы речи выступает слово. Далее, до конца начальной школы, ученики погружаются в грамматическую систему языка. Ее осознание достигается при анализе прежде всего предложения. Именно предложение, синтаксис как раздел грамматики структурируют программу русского языка в начальных классах (1).
В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика. Основной анализируемой единицей становится высказывание (текст, предложение), предметом осмысления - синонимический ряд языковых средств, речевой задачей - выбор языковых средств, наиболее ясно и точно выражающих цель и содержание высказывания.
Предлагаемое структурирование материала позволяет преодолеть формализм, так как любое языковое явление может быть рассмотрено с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи. Программа соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности.
Сквозная цель курса - освоение коммуникативной функции языка, создание целостной языковой картины, так как только она может быть базой для общего развития детей.
Идеи, заложенные в дидактической системе Л.В. Занкова и воплощенные, в частности, в курсе "Русский язык" Н.В. Нечаевой, особенно востребованы сегодня: анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках приоритетного национального проекта "Образование", показывает, что умение вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека, одной из важнейших составляющих которых названа коммуникативная компетентность. Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования[1]. Таким образом, учебники русского языка Н.В. Нечаевой обеспечивают новое качество современного образования.
Ведущей задачей обучения родному языку становится развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия (2).
Курс характеризует практическая направленность на пользование языком, на развитие чутья языка. Новизна предлагаемого подхода заключается в том, что задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи.
Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта.
Впервые в учебниках и в рабочих тетрадях представлена система работы по развитию связной устной и письменной речи. Развитие связной речи может осуществляться только на общепредметном уровне (при активизации межпредметных связей и социального опыта) при условии предельной самостоятельности ребенка. Сколько бы он ни читал и ни слушал правильную, содержательную речь, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта.
Программа каждого года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание. На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. В УМК представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка к осознанию при-знаков текстов, различающихся по типам и стилям, и умению их анализировать, излагать и создавать. Эта часть курса реализуется на всех учебных предметах.
Традиционно в занковской системе особое значение придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство общего развития школьника, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта (3). Они служат обобщению, систематизации, интеграции знаний, получаемых учениками в школе и вне школы; развивают умения как специального, так и общего характера для всех предметов, способствуют формированию различных методов учебной работы; являются показателем успешности обучения, воспитания и развития; развивают личность ребенка, в том числе его социально значимые и эмоционально-волевые качества.
Чтобы реализовать эти функции сочинений, особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе. Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному обзору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных типов, стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие, на развитие языкового чутья; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы; серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).
На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением (4).
Расширению словаря учащихся, правильному написанию и произношению слов способствует систематическая работа со статьями из орфографического, орфоэпического, толкового, этимологического словарей, словарей иностранных слов, эпитетов, сочетаемости слов русского языка. В учебнике эта работа включена в задания, а также в рубрики: "К сведению", "Запомни", "Наш словарь", "Говори правильно" (5). Изучение грамматики в начальной школе в настоящее время носит пропедевтический характер и всецело подчинено задачам правописания. Тем самым не используются богатые возможности, которые дает изучение грамматики для развития школьников.
В программе Н.В. Нечаевой, начиная с 1 класса, школьнику дается значительный объем теоретических сведений по грамматике. Вводятся термины и определения основных частей речи, ряд других грамматических понятий (корень слова и однокоренные слова, речь, текст, предлоги, приставки, суффиксы и др.) (6).
Упражнения составлены на принципиально новой основе. Первое отличие - в объеме словарного материала. Чтобы ученики могли усвоить орфографию на действительно грамматической основе, т.е. путем осмысливания языковых соотношений и их обобщения, а не путем заучивания правописания определенных слов и нагромождения тренировочных упражнений, значительно расширен объем словарного материала упражнений, тот круг слов, которыми должны оперировать учащиеся. При этом он постепенно пополняется по возрастающей степени трудности слов для каждого правила.
Существенно отличаются упражнения и по характеру заданий. Каждое из них представляет своего рода задачу, над решением которой нужно думать. Главная роль при этом отводится сравнению языковых фактов, то есть такому приему, который в наибольшей степени стимулирует умственную работу школьников.
Для иллюстрации приведем фрагмент урока русского языка, который прошел в начале учебного года во втором классе (автор учебника Н.В. Нечаева).
Работа идет с заданием № 15. Учитель предлагает закрыть предложение линейкой, открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.
Дети: В берлоге живет медведь.
Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.
Дети: В гнезде - аист и ласточка. В гнездышке... (замолкают).
Нет, не так: в гнезде - аист, он большой, а в гнездышке - ласточка, она маленькая.
Дети смеются. Возгласы: "Вот она, ловушка!"
В норе - лиса, бобр, волк, мышка.
В норке...
Опять возникает коллизия, столкновение, и вначале в норку "уходит" мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки).
Каков итог? Второклассники существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс меняет смысл слова (при этом понятие суффикса не вводилось); сравнивали произношение и написание гласных в корне под ударением и без ударения(гнездо - гнездышко, нора - норка). Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но, главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок. Явления языка предстали перед второклассником целостно: в тесном переплетении смысла слова и грамматических, фонетических законов.
Там, где это возможно, в упражнения включается не только материал, изучаемый в данный момент, но и пройденный ранее, а в отдельных случаях - еще не пройденный, который до систематического изучения требует накопления соответствующих наблюдений. То, что учащиеся должны оперировать в упражнениях различным грамматическим материалом, способствует лучшей дифференциации знаний, осмысливанию связей между отдельными знаниями и их систематизации.
Для примера рассмотрим задание по теме "Имя существительное" из учебника "Русский язык. 2 класс":
Выучи считалочку. Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?
Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен.
Пусть росток выходит вон!
Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных.
Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов.
Отметь число и, если можно, род.
Почему рифмуются слова "лен", "вон"?
Выполняя подобные задания, дети учатся рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность и прочность добываемым знаниям. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания могут быть представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, творческом.
На подобном широком поле возможностей каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.
При отборе содержания учебников, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление.
В соответствии с возрастными особенностями обучаемых приоритет в учебных курсах отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.
Упражнения имеют не только орфографический, но и грамматический характер. Предпочтение отдается таким видам упражнений и форм работы с учебным материалом, которые требуют разнообразного анализа материала: группирование слов по грамматическим признакам частей речи и на основе морфологического анализа; воспроизведение слов учащимися в соответствии с различными грамматическими заданиями; распознавание орфограмм, словоизменение и словообразование.
Таким образом, упражнения построены по принципу переслаивания учебного материала, что преследует цель - не задерживаться долго на одном и том же, а чередовать материал разных тем.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КУРСУ ВКЛЮЧАЕТ:
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 1 кл.
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 кл.: В 2 частях.
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях.
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 кл.: В 2 частях.
Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму: В 4 частях.
Мельникова О.А. Звуки и буквы. Рабочая тетрадь для 1 класса: В 2 ч. / Под ред. Н.В. Нечаевой.
Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 2 кл.: В 4 частях / Под ред. Н.В. Нечаевой.
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 1 класс.
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 2 класс.
Нечаева Н.В., Антохина В.А. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3 класс.
Нечаева Н.В., Антохина В.А. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 4 класс.
Петрова Е.А. Поурочно-тематическое планирование к учебнику «Русский язык. 1 класс».
Петрова Е.А. Поурочно-тематическое планирование к учебнику «Русский язык. 2 класс».
Петрова Е.А. Поурочно-тематическое планирование к учебнику «Русский язык. 3 класс».
1 Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. - Приложение к письму МОиН РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946.