Литературное чтение
- Автор: Лазарева В. А.
- Город: 1
Для ума и сердца
Литературное чтение. Автор курса В.А. ЛАЗАРЕВА
Учебники в Федеральном перечне
Вариативность начального литературного образования в системе Л.В. Занкова обеспечивает курс В.А. Лазаревой, цель которого – нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе развития способности воспринимать художественную литературу на основе анализа текста, опыта творческой деятельности и изучения элементов теории литературы.
Возможность достижения этой цели обусловлена двойственной природой предмета "Литературное чтение". Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего, в том числе и нравственного, развития личности ребенка.
Задачи, решаемые в УМК В.А. Лазаревой (освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания), соответствуют стандарту начального образования, но акцент на нравственно-этическом потенциале произведений литературы концептуально близок хорошо знакомому и любимому опытными учителями-занковцами курсу З.И. Романовской "Живое слово". Таким образом, УМК В.А. Лазаревой позволяет обеспечить преемственность подходов к образованию как целостному процессу, включающему воспитание и обучение, и дает учителям возможность работать в значимом для них направлении нравственно-эстетического воспитания школьников средствами предмета эстетического цикла.
Достижение цели курса "Литературное чтение" во многом зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки. На уроках литературного чтения продолжается развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно таких, как осознанность и выразительность (1).
Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, т.к. в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основа формирования нравственных представлений и убеждений личности (2).
Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включенные в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращенная прежде всего к жизненному опыту ребенка. Поэтому в число программных произведений вошли не только классические тексты русской и зарубежной литературы, но и произведения современных поэтов и писателей, многие из которых стали уже классикой детской литературы.
В начальной школе закладываются представления учащихся об образной природе художественного текста, создается фундамент целостного анализа произведения, формируется умение увидеть картину, нарисованную автором, понять его мысль, разделить его чувства. Учащиеся, наблюдая за героями произведения, получают первоначальные представления о характере героя и способах его создания в фольклоре и литературе. Умение представить художественное произведение целостно и выделить эпизоды, увидеть, как проявляется характер человека в поступке, оценить его - ведущее читательское умение и главное условие соотнесения художественного произведения с жизнью (3).
Традиционный для системы начального литературного образования проблемно-тематический принцип построения программы и возможности осмысления учащимися сложных нравственных проблем определяют логику построения курса литературного чтения. При этом "сюжетной" основой программы становится система нравственных проблем.
Система нравственного воспитания, реализуемая при изучении курса, выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека, характеризующих отношение к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободе; особенностей русского национального характера, патриотизма, героизма, коллективизма (4).
Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста, волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений. В процессе чтения произведений, сопереживания и осмысления закладываются основы развития таких нравственных качеств ребенка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность (2).
Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста.
В курсе литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями живописи для более полного понимания детьми образной природы литературы и искусства в целом.
Данный курс органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, а также развития речи. Эти задачи решаются с помощью материалов раздела "Предварительное чтение". Содержание и формы работы со словами и словосочетаниями позволяют не только отрабатывать технику чтения, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка (1).
Одна из задач развития речи ребенка на уроках литературного чтения - развитие способности передавать другим людям информацию, извлекаемую им из художественного текста. Основное содержание работы над развитием речи заключается в следующем:
- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного;
- развитие способности воспринимать другое мнение, логически точно и доказательно строить свое суждение в устной и письменной форме;
- развитие способности выразительно читать тексты, передавать слушателям свое внутреннее видение и эмоциональное состояние (1, 2);
- формирование навыков анализа и редактирования своего текста.
Линии литературного развития, начатые в курсе В.А. Лазаревой, имеют продолжение в основной школе - в курсе В.Ю. Свиридовой или учебниках А.И. Княжицкого.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
2 класс
Тема: Красота души делает мир прекраснее (по стихотворению С. Махотина "Жук").
Фрагмент урока
Сопоставление текстов. Словесное рисование.
У каждого ребенка на парте карточка с двумя текстами.
Учитель: Прочитайте эти тексты. О чем они?
Дети: Эти два текста о жуках.
Учитель: Прочитайте первый текст и скажите, что в нем общего и отличного от стихотворения Агнии Барто1? Докажите свою точку зрения.
Дети: В стихотворении Барто можно даже представить, что вот он, жук, услышать, как он жужжит в окне.
– Текст про рогача – научный текст.
– Его мы можем встретить, например, в энциклопедии.
– В нем даются точные сведения о жуках-оленях.
– В нем нет "рисующих" слов, нет образных слов и выражений, а в стихотворении есть.
Учитель: Перечитайте второй текст. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Это отрывок из художественного текста.
– В нем жук как живой, подобраны очень красивые и точные "рисующие" слова.
– Жуков можно увидеть и нарисовать.
– Можно сказать, что это отрывок из сказки, потому что мы видим, что жук разговаривает.
Учитель: Как вы думаете, какой из двух текстов создает впечатление, вызывает чувства?
Дети: Второй текст. Там жуки как живые.
– Жук-олень – злой, пугает маленьких жуков.
– А жучка-вертячку жалко, потому что его жук-олень испугал, может раздавить.
Учитель: Найдите в текстах "рисующие" слова и выражения.
Дети: "Длинный жук-вертячка", "обидчиво отступил", "страшный черный великан".
– А в первом тексте таких слов нет.
Работа над стихотворением "Жук" С.А. Махотина.
Учитель: А теперь я вам прочитаю еще один текст, а вы сравните его с теми, которые мы сегодня читали на уроке. Вы можете слушать меня, а можете слушать и смотреть в текст.
Учитель читает стихотворение С.А. Махотина "Жук".
Учитель: Что вы хотите сказать?
Дети: Это стихотворение тоже про жука. И Миша нам рассказал, как он видел жука, а потом узнал из книги, что это жук-плавунец. И герой стихотворения пошел в библиотеку, чтобы узнать имя жука.
Учитель: Скажите, что объединяет этот текст и те, которые у вас на карточке.
Дети: У них общая тема – жук. Но про него везде по-разному написано.
– Те тексты не стихотворные, они прозаические, а этот написан в стихотворной форме.
Учитель: Докажите это.
Дети самостоятельно читают стихотворение, находят рифмующиеся слова: "повстречал – качал", "был – уступил", "пока – жука", "пойду – найду", "живет – жует", "шуметь – звенеть", "моего – его".
Учитель: Может, кто-то вспомнит, какая это рифма?
Дети: Парная. В ней рифмуются слова, стоящие в расположенных рядом строчках.
Учитель: На какой из прочитанных текстов он больше похож? Почему?
Дети: На второй текст, потому что он тоже художественный.
Учитель: Как вам показалось, на сколько частей можно разделить это стихотворение?
Дети: На две. В первой части описывается жук, которого увидел мальчик в лесу, а во второй части говорится о мальчике, о том, как он в городе пойдет в библиотеку, чтобы побольше узнать про жука.
Учитель: А сколько героев в этом произведении?
Дети: Двое: жук и мальчик.
Учитель: Скажите, можно ли на основании того, что в стихотворении два героя, сделать вывод, что оно написано в форме диалога?
Дети: Нет, это монолог, мальчик рассказывает, а жук молчит.
– Разве? А мне кажется, что он не молчит. Он очень грозно ведет себя.
Учитель: Давайте перечитаем.
Дети: Давайте.
Дети читают стихотворение.
Дети: Жук не разговаривает с мальчиком. Он молчит.
– Он топал и качал рогами. Но это же не разговор.
– Это монолог мальчика!
Учитель: Действительно, я была не права. Чем отличается описание жука в первой и во второй частях?
Дети: В первой части он в лесу и он живой.
– Он "топает, как бык", значит, он большой и сильный. И "рогами качает", наверное, ему не нравится эта встреча, и он пытается себя защитить. Ведь автор дальше говорит, что он "серьезным и грозным был". Но он ничего не говорит! Во второй части мальчик уже приехал в город, пошел в библиотеку и нашел жука – на рисунке в книге. Тут он тем более молчит.
– Не пошел, а пойдет в библиотеку! Он только думает об этом!
Учитель: Да, это так. Мальчик заинтересовался жуком и собирается узнать о нем как можно больше. Как вы думаете, какую книгу будет смотреть мальчик в библиотеке: научную или художественную?
Дети: Конечно, научную, ведь мальчик хочет из нее узнать, где водится такой жук, зачем ему крылья и чем он питается.
Учитель: Что вы можете сказать о сравнениях из стихотворения?
Дети: Он сравнивает шум страниц книги с шумом трав, а звон трамваев – с пением птиц.
Учитель: А что в этой части живое?
Дети: Страницы книги. А еще – трамваи.
Учитель: Зачем, почему автор использовал сравнения?
Дети: Поэт хотел показать, что книги откроют мальчику мир, где живет жук.
– Мальчик может по книгам представить, какая там жизнь.
Учитель: Что вы можете сказать о мальчике?
Дети: Он добрый, не растоптал жука, а уступил ему дорогу, как будто он тоже человек.
– Он о жуке говорит, как о человеке, что ему имя его неизвестно.
– Он с уважением относится даже к такому маленькому жуку.
– Он любознательный, даже в библиотеку пошел, чтобы узнать про жука все. Он трудолюбивый, наверное, не одну книгу прочитал.
– Он радуется, что не обидел жука.
– Он хороший человек.
Учитель: Найдите в тексте слова, которые помогают нам воспринимать чувства героя этого произведения.
Дети: Он говорит: "Я не забуду лесного жука" и "Как славно, что я не обидел его!" – с чувством радости и восхищения. И тут стоит восклицательный знак.
Учитель: Вы молодцы, что увидели, как автор показал чувства героя. А сейчас попробуйте представить себя на месте героя стихотворения и прочитать текст выразительно, передав чувства и состояние героя так, как вы их поняли.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КУРСУ ВКЛЮЧАЕТ:
Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 1 класса
Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. В 2 частях
Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 2 частях
Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2 частях
Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс (автор-составитель В.А. Лазарева)
Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику "Литературное чтение". 1, 2, 3,4 классы
Готовятся к печати:
Хрестоматия по литературному чтению. Сост. В.А. Лазарева. Для 1, 2, 3 классов
Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой "Литературное чтение"
для 3 класса