Главная  /  УМК  / Поурочное планирование / Планирование. Литературное чтение 4 класс

Планирование. Литературное чтение 4 класс

  • Автор: Лазарева В. А.


Главной особенностью изучения литературы в 4 классе является то, что это завершающий этап начального литературного образования. Дети должны были научиться за три года работы по нашим учебникам, читая художественный текст, представлять картины, рисуемые автором, откликаться эмоционально на переживания героев произведения, оценивать их поступки, понимать мысль автора, видеть его отношение к изображаемому. Кроме того, у ученика-читателя к четвертому году изучения литературы должно сформироваться желание и умение осмысливать и оценивать свои впечатления от прочитанного и в разных формах делиться с другими людьми своими мыслями. Детям должно быть интересно не только говорить о произведении, обсуждать героев, делиться своими размышлениями об авторе произведения, но и восхищаться удачно найденным авторским словом. Если учитель, работая по нашим учебникам, не только беседует по вопросам после прочтения текста, но при медленном перечитывании ведет серьезную словарную работу, то ученики уже во втором классе начинают с интересом вглядываться в слово, думать над тем, почему именно это слово подобрал автор произведения. Учителя, уже прошедшие путь литературного развития учащихся, отмечают, что именно так все и происходит, что урок превращается в диалог, вернее - в полилог, заинтересованных сотрудников, в сотворчество учителя и учеников, где каждый хочет поделиться своими открытиями и только звонок может помешать горячему обмену мнениями.


В учебнике 4 класса продолжается литературное и нравственное развитие учащихся, закладываются и те основы образования, которые потом должны перейти в самообразование.
Развитие учащихся идет сразу по двум главным направлениям: нравственному и филологическому. Ведущей в этом году является нравственная линия, материал учебника сгруппирован вокруг нравственных проблем, осмысление которых началось в предыдущих классах. В этом отношении учебник 4 класса напоминает учебник 2 класса, который тоже структурирован по проблемно-нравственному принципу. Хотя, конечно, уровень постановки проблем, очевидная неоднозначность их решения соответствуют возросшим возможностям четвероклассников и приобретенному ими жизненному опыту.

 

Ведущие понятия, которые составляли стержень педагогической концепции всего нашего курса литературного чтения, в учебнике 4 класса обобщаются - это семья, родные (отец,мать), ребенок в семье (сын, дочь), народ, родина. Центральной нравственной проблемой, цементирующей содержание учебника, его литературный материал, является проблема ответственности, деятельной любви и заботы о любимых. Эта проблема проходила через все учебные книги и обсуждалась в учебниках прошлых лет, но в этом учебном году мы хотели бы, чтобы дети поняли и свою ответственность, осознали свои возможности в деле улучшения жизни и мира,в котором они живут; чтобы наши ученики познакомились с героями произведений, которые, как и они, еще только дети, но уже способны помочь взрослым, особенно в трудную минуту, и вырасти в добрых делах от проблем родной семьи - до народных. Такова содержательно-нравственная логика учебного материала.

 

Первые произведения в нашем учебнике - о жизни ребенка в семье, о двух мальчишках из разных семей, дворянской и крестьянской: рассказы «Бедный принц» А.И. Куприна и «Ванька» А.П. Чехова. Дальше логика сюжета учебника ведет взрослеющего героя, а с ним и читателя, через страшную народную беду - Отечественную войну, в которой дети и подростки принимали участие в меру своих возможностей, до завершающей учебник главы о Родине. Мы специально подбирали произведения, искали героев,способных на поступок, не только взрослых, как Жилин и Костылин, но и близких по возрасту нашим ученикам-читателям, таких, как мальчик Володя из рассказа В.П. Крапивина и девочка Дина из были Л.Н. Толстого. Более того, мы нашли произведения, в которых ученики учат учителей, как, например, Коля Савушкин из рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» и ученик Смирнов из «стихотворемы» О.Е. Григорьева. Это продолжение и завершение на новом возрастном уровне темы школы, учеников и учителей, начатой еще во втором классе. Только теперь этот разговор гораздо более серьезный. И начинается он в первой главе учебника, которая называется «В школе жизни». Именно в нее мы поместили рассказ о школе «Зимний дуб». Его герой - ученик, открывший новое своей учительнице, благодаря тому что она из тех, настоящих, учителей, которые способны всю жизнь учиться, и в первую очередь у своих учеников. Помните, как сказал поэт: «Учитель, воспитай ученика!.. Чтоб было у кого потом учиться».

 

Нравственные представления детей формируются в процессе чтения прекрасных художественных произведений и наших постоянных разговоров о любви и верности, о семье и родном доме, о заботе и ответственности, человечности и бесчеловечности. Мы и раньше не скрывали от детей присутствия в жизни беды и горя, несправедливости, возможности непонимания, даже со стороны близких людей. В этом учебном году взрослеющему ребенку, по сути дела младшему подростку, мы должны не только честно сказать, что все это в жизни человека бывает, но и на примере жизни литературных героев показать, как человек, даже маленький, справляется с проблемами, откуда он черпает силы и на чем основывается вера в победу добра - уже не в сказке, а в реальной жизни.


Именно поэтому в учебнике 4 класса есть глава о войне не о конкретной, а просто о войне, и об Отечественной 1812 года, и о Великой Отечественной 1941-1945 гг., они для нынешних детей почти одинаково удалены по времени и уже не представляются конкретно. Именно поэтому мы так серьезно и, как может показаться, безжалостно говорим с детьми о войне на языке лучших художественных произведений, поскольку все меньше и меньше остается дедушек и бабушек, которые могли бы рассказать внукам о том, как это было. Мы уверены, что слово писателя отзовется в душе ребенка, мы знаем, как открыт миру и искренен наш читатель, как он верит в «предлагаемые обстоятельства», на какое сочувствие и сострадание он способен, как жаждет его душа добра и справедливости.

 

Несмотря на то, что главная сюжетная линия учебника 4 класса проблемно-нравственная, этот год завершает и начальное литературное образование детей. Развиваются и усложняются литературно-аналитические умения четвероклассников, становятся более объемными и сложными тексты произведений, которые изучаются на уроках, возрастают доля и уровень самостоятельной работы учащихся. В учебнике представлены произведения с явно выраженной притчевой направленностью, глубокой философской основой, например миниатюра В.А. Сухомлинского, полусказки Ф.Д. Кривина и др. Учащиеся знакомятся с произведениями фантастической литературы, читают стихи поэтов, которые пишут для взрослых, но сохранили детское восприятие жизни.

В этом учебном году приобретенные ранее знания о способах создания образа героя обобщаются и расширяются за счет осмысления роли речи героя и внутренних монологов
в раскрытии характера. Ребята учатся вычленять в тексте авторские описания, выделять пейзажи, выявляя простейшие их функции в произведении, отличать автора от рассказчика и т.д. Работа над способами оживления, одушевления природы и предметного мира завершается в четвертом классе освоением на практическом уровне приема олицетворения (без введения термина), а в процессе работы дети сами догадываются о внутренней связи названия произведения с его главной мыслью. Наблюдая за особенностями построения рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы», четвероклассники без введения термина получают первоначальное представление о композиции художественного произведения. Возрастает степень самостоятельности учащихся в их читательской деятельности. Мы вводим в учебник новую рубрику «Читательский дневник»; суть ее в том, чтобы предложить детям написать отзывы на самостоятельно прочитанные произведения. Для удобства мы собрали их в Хрестоматии, снабдив вопросами, помогающими ученикам-читателям самостоятельно разобраться в идейном и художественном своеобразии каждого. Тексты Хрестоматии и учебника связаны либо проблемой, либо именем автора, либо темой или жанром, и связь эта обозначена в учебнике. Результаты самостоятельной работы учащихся могут в разных видах и формах обсуждаться на уроках. Продолжается работа над долгосрочным, начатым в прошлом учебном году проектом «Музей старинных вещей».

 Расширяется традиционная для нас работа учеников с репродукциями картин. Они по-прежнему соотносятся с литературными произведениями, но эта работа усложняется: например, надо будет сравнить портреты, нарисованные кистью и словами. Мы углубляем представления детей о жанрах живописи на уровне пропедевтики, подготовки к систематическому курсу мировой художественной культуры. Кроме пейзажей, в учебнике появляются портрет и жанровая картина.

 Тексты, отобранные для чтения в 4 классе, так же как и целенаправленная работа над ними, организованная методическим аппаратом учебника и Хрестоматии, позволяют завершить начальное литературное образование учащихся и заложить фундамент дальнейшего литературного и нравственного развития детей.

---------------------------
Учебник В. А. Лазаревой «Литературное чтение» для 4 класса включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

В приложении приведены фрагменты работ ученых, призванные расширить кругозор педагога и дать дополнительный материал для беседы на уроке (по темам: дворянская культура; сказки А.С. Пушкина; понятие Родины); методика выявления уровня литературного развития учащихся; сценарий «Другие берега».

 

Кнопка «Скачать» доступна авторизованным пользователям.

 

Версия для печати

Назад

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?