Программа. Русский язык 6 класс
- Автор: Нечаева Н. В.
ПРОГРАММА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАССА
(170 часов, 5 часов в неделю)
1. Речевая деятельность
Язык, речь.
Углубление, систематизация на новом материале изученного ранее о взаимосвязи: язык - речь.
Индивидуальность речи. Зависимость ее особенностей от возраста, культуры, образования человека, от исторического времени.
Стили речи. Расширение круга сведений о языковых и речевых средствах, характерных для разных стилей. В качестве основного выступает научный (учебный, научно-популярный) стиль.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Исследование функций различных частей речи в текстах разных стилей.
Особенности использования внеязыковых средств в условиях устного общения при сравнении разговорного и книжного стилей речи.
Монолог (рассказ о фильме, ответ на уроке). План ответа, выступления. Диалог (обмен мнениями на бытовые темы и во время научной дискуссии; научный спор). Логика доказательства (тезис, доводы, заключение или демонстрация).
Развитие мысли в тексте: параллельный и цепной способы связи. Повтор как стилистический прием, неоправданный повтор. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Редактирование.
Тема, план научной статьи. Творческие работы на научные темы по содержанию изучаемых предметов. Цитирование. Комментирование анализируемого текста. Оформление цитат.
Лексика. Термины и профессиональные слова, сфера их употребления. Антонимичные термины. Паронимы. Слова ограниченного употребления, литературно-книжные слова в сравнении с разговорно-бытовыми, фразеология (устойчивые сочетания). Иноязычная лексика (заимствования - научные и технические термины). Неологизмы. Синонимия, антонимия, омонимия, характерные для изучаемых частей речи.
Расширение опыта работы со словарями.
2. Система языка
Синтаксис и пунктуация.
Группа подлежащего, группа сказуемого. Грамматическая сочетаемость слов. Формы слов. Служебные части речи. Интонация. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия.
Утвердительные и отрицательные предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения: частицы, междометия, обращения (обобщение изученного) вводные слова, обороты, предложения. Их роль в речи. Знаки препинания при выделении вводных слов, оборотов, предложений.
Расширение представления о разных способах выражения подлежащего и сказуемого.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Виды словосочетаний по способу выделения главного слова и по способу связи слов. Свободные и несвободные словосочетания.
Второстепенные члены предложения, их разряды. Представление о способах выражения второстепенных членов предложения.
Определения согласованные и несогласованные. Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
Виды (разряды) обстоятельств. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Морфология. Орфография. Именные части речи и глагол. Части речи склоняемые, спрягаемые и неизменяемые.
Имя существительное. Роль в предложении. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Правописание сложносокращенных слов и сложных слов с пол-, полу-. Правильное согласование со сложносокращенными словами прилагательных и глаголов прошедшего времени. Случаи заключения в кавычки имен собственных. Слитное и раздельное правописание не с именами существительными.
Имя прилагательное. Роль в предложении. Степени сравнения прилагательных. Отглагольные прилагательные. Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных. Слитное и раздельное правописание не с прилагательными.
Имя числительное. Роль в предложении. Количественные и порядковые числительные. Простые, сложные, составные числительные. Особенности склонения и правописания. Правила согласования числительных и их управления. Слитное и раздельное написание числительных. Ь в середине и на конце числительных (обобщение).
Глагол. Роль в предложении. Залог и переходность глагола. Наклонение глагола. Правописание -ете, -ите в повелительном наклонении. Ь в глаголах повелительного наклонения. Нулевой суффикс и нулевое окончание в формах повелительного наклонения. Правописание частицы бы в условном наклонении глагола. Уместное использование в речи интонационных и лексических средств при выражении побуждения к действию. Неполнознаменательные глаголы: модальные, вспомогательные, глагол-связка. Безличные глаголы. Правописание не с глаголами.
Причастие. Соотносительность причастий с прилагательными и глаголами. Роль в предложении. Причастный оборот. Образование причастий. Морфологические признаки причастия: вид, залог, время, род, число, падеж. Правописание суффиксов причастий. Причастия полные и краткие. Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: и и нн, слитное и раздельное написание не. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правильное построение предложений с причастным оборотом. Наблюдение за использованием причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей.
Наречие. Роль в предложении. Соотносительность наречия с глаголом. Группы по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е. Правописание н и нн в наречиях на -о, -е. Дефисное, раздельное написание наречий.
Деепричастие. Соотносительность деепричастий с глаголами и наречиями. Роль в предложении. Образование деепричастий. Морфологические признаки деепричастия: неизменяемость, вид. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. Наблюдение за использованием деепричастий и деепричастных оборотов в речи разных стилей. Правописание с не.
Роль в речи служебных частей речи и междометий.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Интонация как явление речи. Логическое ударение. Членение предложения (текста) паузами. Интонация вопроса, восклицания, обращения, выделения, перечисления; выражения чувств: радости, огорчения и т.д.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Свободное, разноместное. Второстепенное, или побочное, ударение. Особенности произношения иноязычных слов, аббревиатур и профессионализмов.
Отношения между звуком, фонемой и буквой. Фонематический принцип русской орфографии. Алгоритм проверки орфограмм, подчиняющихся фонематическому принципу. Фонетический, морфологический, символический и традиционный принципы письма.
Основные требования к подготовке учащихся к концу 6 класса
Ученики должны иметь общее представление:
• о разных способах выражения подлежащего и сказуемого;
• разных способах выражения второстепенных членов предложения;
• правилах оформления цитат;
• роли в речи изучаемых частей речи;
• выделении причастного оборота;
• правописании не с разными частями речи;
• дефисном и раздельном написании наречий;
• правописании суффиксов в причастиях.
Ученики должны знать:
• признаки стилей речи (в рамках изученного);
• структурные части научного доказательства;
• роль в речи вводных слов и оборотов;
• лексические группы слов (в рамках изученного);
• признаки односоставных предложений - назывных и сказуемостных (без дифференциации последних);
• разряды второстепенных членов предложения;
• признаки согласованного и несогласованного определения;
в виды обстоятельств;
• изученные части речи и их грамматические признаки;
• соотносительность наречий с глаголами, причастий с прилагательными и глаголами, деепричастий с наречиями и глаголами.
Ученики должны уметь:
• в учебных текстах выделять понятия и определения, делать выводы о функциях наблюдаемых языковых фактов;
• воспроизводить научные определения изучаемых понятий, сохраняя их структуру и общий смысл, пользуясь синонимичными средствами его выражения;
• создавать собственное письменное высказывание: рассуждения учебно-научного стиля, характеристику человеку с описанием его состояния, отзывы о кинофильме, лингвистические миниатюры;
• производить синтаксический разбор предложения;
• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с вводным словом или оборотом, с деепричастным оборотом, с причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;
• производить морфологический и морфемный анализ слов;
• производить фонетический анализ слова;
• применять правила о раздельном, слитном и дефисном правописании местоимений, о правописании корней с чередующимися гласными;
• безошибочно списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами.
Кроме того, учащимся, обучающимся по системе общего развития, предоставляется возможность получить общее представление:
- о взаимосвязи средств языка и речи;
- индивидуальных различиях речи;
- функциях различных частей речи в текстах разных стилей (в рамках изученного);
- правилах монолога и диалога, о логике доказательства;
- способах связей предложений в тексте;
знать:
- особенности использования внеязыковых средств в условиях устного общения при сравнении разговорного и книжного стилей речи;
- цитирование как компонент научного текста;
овладеть умениями:
- устранять в тексте, в предложении речевую недостаточность и речевую избыточность;
- определять тему научной статьи, составлять ее план;
- писать творческие работы на научные темы по содержанию изучаемых предметов;
- выполнять стилистический анализ текста (в пределах изученного).