Математика, 1 класс
- Автор: Аргинская И. И.
Эффективность процесса обучения математике в системе, направленной на достижение оптимального для каждого ученика уровня общего развития (система Л.В.Занкова) в решающей мере зависит от осознания учителем тех психолого-педагогических основ, которые образуют фундамент системы, являются той питательной средой, из которой вырастают особенности построения этого процесса.
К дидактическим основаниям системы, составляющим ее характеристику, относятся
— задачи обучения;
— дидактические принципы;
— типические свойства методической системы;
— содержание образования;
— организационные формы обучения;
— характер взаимоотношений;
— изучение результативности обучения.
Раскроем кратко содержание перечисленных оснований системы.
Задачи обучения
Главными задачами обучения в системе являются достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Эти же
задачи должны решаться и в процессе изучения математики.
Под общим развитием в системе понимается развитие ума, воли, чувств, формирование нравственных позиций ребенка, т.е. развитие и формирование всех сторон его психики.
Математика традиционно связывается в сознании учителя с развитием ума (мышления) и волевых качеств личности. Учителю, работающему в системе Л.В.Занкова, важно иметь в виду, что обучение математике должно способствовать развитию чувств ученика, его эмоций и формированию его моральных позиций.
Вдумчивая, творческая работа учителей в системе показала, что обучение математике открывает широкие возможности для развития различных чувств — нравственных, эстетических, интеллектуальных.
Вышесказанное отнюдь не означает, что хоть в какой-то мере умаляется необходимость заботы о развитии ума и воли ребенка, просто, как сказано выше, эти стороны развития личности ребенка при обучении математике более привычны для учителя и всегда находятся в зоне его внимания.
Дидактические принципы системы
Основой системы обучения, направленной на общее развитие школьников, являются новые дидактические принципы, сформулированные в процессе научного исследования проблемы «Обучение и развитие», проведенного под руководством академика Л.В.Занкова в пятидесятых — семидесятых годах.
Перечислим их и дадим краткую характеристику этих дидактических принципов, а также покажем те основные изменения в процессе обучения математике, которые вытекают из них.
Первый дидактический принцип:
Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности). Основой этого принципа является положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.