Развивающие задания для младших школьников
Каждый взрослый сталкивался в своей жизни с маленьким почемучкой, который задавал простые, а иногда непростые вопросы: почему бывают день и ночь? чем отличается чучело от пугала? а шпага от меча? какой окрас имеют лисы?
Чтобы пытливый огонек знаний не погас, взрослым нужно поддерживать и развивать стремление ребенка познавать мир, делать маленькие открытия и исследования. Всякий ребенок рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения.
Предлагаем задания, которые помогут вашему ребенку развить исследовательские умения и навыки.
1. Задачи на классификацию
Что такое классификация? Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Подчеркни из фигур, нарисованных справа, ту, которая составит пару для фигуры в среднем столбике. Образец пары нарисован слева.
2. Задачи на внимание и наблюдательность
Развивая у детей умения и навыки наблюдения, надо постоянно помнить, что наблюдение – акт интеллектуальный. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Её еще называют сестрой внимательности. Наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
А. Найди закономерности в расположении фигур и нарисуй недостающие изображения.
В. Найди ошибки на рисунках. Обведи каждую ошибку.
3. Задачи на объемно-пространственное мышление
Задачи могут быть разнообразными. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение сверху, слева и справа различных объемных тел, и мысленное составление разрезанных кубиков.
Сложи лист бумаги пополам и сделай ножницами вырез, как на рисунке. Теперь разверни. Что получилось? Назови эту фигуру. Следующие задания попробуй выполнить в уме. Мысленно разверни каждый из предложенных листов бумаги. Ответ нарисуй в пустом квадрате.
В статье использованы материалы:
• А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»
• А.И. Савенков «Развитие логического мышления». 6-7 лет.
• А.И. Савенков «Развитие логического мышления». 7-8 лет.