Главная  / Система Занкова. Учебники. Пособия / Игра «Познавать играя»

Игра «Познавать играя»


Родители всегда радуются, когда ребенок хорошо соображает: он и учится лучше и шалит меньше. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал умнее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется при столкновении с трудными задачами, действует активно, самостоятельно находит верные решения. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
В этом вам поможет интеллектуальная игра «Познавать играя», разработанная известным специалистом по развитию интеллекта детей, кандидатом психологических наук Анатолием Заком.
Методические указания
В ходе занятий педагог выявляет степень подготовленности детей и предлагает индивидуально задания детям, которые затрудняются в решении задач, или детям, которым эти задачи даются легко. Следует отметить, что большей результативности в развитии способностей можно добиться в том случае, когда удастся организовать регулярные занятия с детьми (ежедневно по 20-30 мин.)
Занятия с детьми 5-8 лет
Занятие 1
Цель - определить степень развития способности выделять одинаковые и разные признаки (элементы) в похожих изображениях.
Ребенку дают рисунок 1, на котором имеются 24 изображения девочек в платках. Его просят рассмотреть два изображения, например, 1 и 12, и убедиться, что в них все разное: прическа, взгляд, нос и расположение концов платка. После этого ребенку предлагают в течение 10 мин среди рисунков 1-18 (первые три ряда) найти как можно больше пар изображений, где все эти элементы разные.
Отметив количество найденных ребенком пар, и проверив их правильность, взрослый, если ребенок не устал и хочет продолжить поиск, напоминает, что нужно искать пары, где все четыре элемента разные и дает еще 10 минут.
После этого вновь отмечаются пары изображений, найденные ребенком, и проводится их проверка. На этом занятие можно завершить.
Практика проведения занятий показала, что за 10 минут дети 5 лет могут найти 1 или 2 пары, 6 лет – 2-3 пары, 7 лет – 3-4 пары и 8 лет – 4-5 пар изображений, где четыре элемента разные.
Занятие 2
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из трех-четырех похожих изображений.
Ребенку дают рассмотреть последовательно рисунки 2, 3, 4, и предлагают в каждом из них найти среди трех изображений:
- два одинаковых;
- два отличающихся между собой.
Задание усложняется с помощью рисунков 5, 6. Ребенку предлагают рассмотреть четыре изображения и выбрать:
- одинаковые пары;
- пары с одним отличающимся элементом;
- пары с двумя отличающимися элементами.

 

 

Занятие 3
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из четырех-пяти похожих изображений.
Ребенку дают рассмотреть рисунки 7, 8 и предлагают среди четырех изображений выделить:
- пары с одинаковыми элементами;
- пары с одним отличающимся элементом;
- пары с двумя отличающимися элементами.
Задание усложняется с помощью рисунков 9, 10. Ребенку предлагают рассмотреть пять изображений и выбрать:
- пары с одинаковыми элементами;
- пары с одним отличающимся элементом;
- пары с двумя отличающимися элементами;
- пары с тремя отличающимися элементами.
Занятие 4
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из пяти-шести похожих изображений.
Ребенку дают рассмотреть рисунки 11, 12 и предлагают среди пяти изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до трех) элементами.

Задание усложняется с помощью рисунков 13, 14. Ребенку предлагают среди шести изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до трех) элементами.


Занятие 5
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из шести-семи похожих изображений.
Ребенку дают рассмотреть рисунки 15, 16 и предлагают среди шести изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до трех) элементами.
Задание усложняется с помощью рисунка 17. Ребенку предлагают среди семи изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до трех) элементами.


Занятие 6
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из семи похожих изображений.
Ребенку дают рисунок 18 и предлагают среди семи изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до трех) элементами.
Ребенку дают рассмотреть рисунок 19 и предлагают среди семи изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.

Занятие 7
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из восьми похожих изображений.
Ребенку дают рассмотреть рисунки 20, 21 и предлагают среди восьми изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до трех) элементами.
Занятие 8
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из девяти похожих изображений.
Ребенку дают рассмотреть рисунок 22 и предлагают среди девяти изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.


Занятие 9 и 10
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из девяти похожих изображений.
Занятие 9 проводится на материале рисунка 23, занятие 10 – на материале рисунка 24.
Ребенку предлагается среди девяти изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.


Занятия 11, 12 и 13
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из десяти похожих изображений.
Занятие 11 проводится на материале рисунка 25, занятие 12 – на материале рисунка 26, занятие 13 – на материале рисунка 27.
Ребенку предлагают среди десяти изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.

Занятия 14, 15 и 16
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из одиннадцати похожих изображений.
Занятие 14 проводится на материале рисунка 28, занятие 15 – на материале рисунка 29, занятие 16 – на материале рисунка 30.
Ребенку предлагают среди одиннадцати изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.

  


Занятия 17 и 18
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из двенадцати похожих изображений.
Занятие 17 проводится с рисунком 31, занятие 18 – с рисунком 32. Ребенку предлагают среди двенадцати изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.


Занятия 19, 20 и 21
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из тринадцати похожих изображений.
Занятие 19 проводится с рисунком 33, занятие 20 – с рисунком 34, занятие 21 – с рисунком 35.
Ребенку предлагают среди тринадцати изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.

 


Занятия 22, 23 и 24
Цель – выделить одинаковые и разные элементы в рисунках из четырнадцати похожих изображений.
Занятие 22 проводится с рисунком 36, занятие 23 – с рисунком 37, занятие 24 – с рисунком 38.
Ребенку предлагают на рис. 22 среди четырнадцати изображений найти пары с одинаковыми и разными (от одного до четырех) элементами.


Занятие 25
Цель – охарактеризовать влияние тренировочных занятий 2-24 на степень развития способности выделять одинаковые и разные признаки в похожих изображениях.
Ребенку предлагают рассмотреть рисунок 39, на котором имеется 24 похожих изображения. За 10 минут он должен среди 18 изображений (первые три ряда) найти пары, где все четыре элемента – прическа, взгляд, нос, рот – разные, например изображения 1-6.
Если ребенок не устал и хочет продолжить поиск, взрослый, отметив пары, найденные ребенком, дает ему еще 10 минут на поиск пар изображений, где все элементы разные.
Практика проведения тренировочных занятий показала, что в зависимости от их регулярности дети находят на рисунке 39 больше пар (на одну-три), где все элементы разные, чем на рисунке 1 (на первом занятии).

 

Использован материал из книги А. Зака "Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку стать смышленным" (НПО "Перспектива", Москва, 1993 г.)

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?