Работа по Тетрадям для практических работ на уроках технологии
- Автор: Джурабаева Галина Алексеевна
Из опыта работы Г.А. Джурабаевой, учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Реутова
Уже много лет я работаю по учебникам Н.А. Цирулик и её соавторов. Работы, представленные в учебнике, детям нравятся, они с удовольствием творят на уроках, создавая красивые поделки. Результаты детского творчества украшают наши праздники, приносят радость родителям и близким людям. А совсем недавно появилось приложение к учебникам – тетради для практических работ (авторы Н.А. Цирулик, Г.Э. Цирулик, С.И. Хлебникова). Мы уже работали по тетрадям «Бумажные фантазии» (1 класс) и «Бумажный калейдоскоп» (2 класс). Могу сказать, что они являются прекрасным дополнением к учебникам «Технология. Умные руки» и «Технология. Уроки творчества». Благодаря этим тетрадям были решены многие проблемы, в том числе выбор материала для работы или выбор фона для картинки.
У детей младшего школьного возраста пока ещё мало жизненного опыта для умелого сочетания цветов при выборе фона для своей работы. Им нужно учиться композиции и расстановке деталей на листе, чтобы получилась интересная работа. Данные тетради помогают решить эти проблемы. Если же ребёнок хочет создать свою работу, не прибегая к помощи тетради, то это только приветствуется. Но, как показал опыт, дети с удовольствием работают с опорой на предложенные им основы в «Бумажных фантазиях» (1 класс) и «Бумажном калейдоскопе» (2 класс).
Также, работая по этим тетрадям, мы получаем возможность более тщательно отработать детали в изучаемой технике, не тратя времени на обдумывание композиции и изготовление фона. Нам остаётся только разместить поделку на листе и сделать рамку. Причём в выборе фона для изображения тоже есть альтернатива, т. к. в тетради всегда несколько страниц посвящено одной теме, то есть дается несколько вариантов, из которых ребенок может выбрать подходящий для себя. Например, для работы по теме «Аппликация из листьев» в 1 классе детям предлагаются 4 страницы с разным фоновым рисунком. Ребёнок выбирает тот сюжет, который ближе ему по духу и настроению. Забавные картинки, которые получаются в результате работы, можно использовать в качестве наглядных пособий при составлении рассказов на уроках развития речи, что практикуется в моём классе.
Ребёнок может повторить работу дома, используя другой фон для своей картинки. Хочется также отметить, как удобно использовать тетрадь, имея под руками уже готовые фоновые рисунки и разрезной материал нужных цветов и оттенков. Ведь не секрет, что не всегда ученики приносят из дома подходящую для работы по размеру, фактуре, цвету бумагу. Ребёнок получает удовлетворение от результата своей деятельности, когда поделка его радует.
Почти на каждом уроке можно использовать тетрадь для практических работ. На страницах тетради указано, с какой страницей учебника связано данное задание. В учебнике, в свою очередь, есть соответствующие ссылки на страницы тетради. Учителю остаётся произвести грамотный анализ учебного материала, а дети всегда предложат оригинальное исполнение с использованием фоновых картин для своих работ. Даже если дети берут одинаковый фон, работы получаются индивидуальные, со своим настроением и характером.
Интересной находкой авторов стал «Мой альбом оригами», который дети в 1 классе заполнили своими работами. Альбом является составной частью тетради для практических работ и может быть вырезан и сохранен ребенком на память. Поделки в технике оригами прикрепляются на красиво украшенные странички альбома, получается единая композиция.
Также в тетрадях представлены проверочные работы, что является хорошим измерительным материалом для определения меры усвоения детьми определённых трудовых навыков и умений.