УМК «Финансовая грамотность. Экономика для младших школьников»
УМК «Финансовая грамотность.
Экономика для младших школьников», 1-4 классы (факультативный курс)
Как известно, экономика – это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия и развития человеческого общества.
Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.
Авторы курса:
• О.С. Письменюк – 1 класс;
• Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова – 2, 3 классы;
• Т.В. Смирнова – 4 класс.
В УМК входят учебные пособия:
• «Дом в Обычном переулке»;
• «Вокруг денег. Рабочая тетрадь для 1 класса»;
• «Белка и Компания»;
• Задачник – рабочая тетрадь «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (в 2 частях);
• «Новые приключения Белки и ее друзей»;
• справочное пособие «Экономический сказочный словарь»;
• методические рекомендации к курсу экономики для младших школьников;
• методические рекомендации, ответы и пояснения к Задачнику – рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей».
Цели курса:
• с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
• способствовать общему развитию ребенка.
Занятия по курсу не только решают задачи экономического образования, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Решение нравственных и экономических проблем помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Одним из важнейших направлений программы курса является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
• патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;
• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• нравственных отношений в экономическом поведении.
Курс экономики дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
Пособие «Дом в Обычном переулке» представляет собой экономическую сказку для детей.
В рабочей тетради для 1 класса «Вокруг денег» в доступной для детского восприятия форме раскрываются начальные, базовые понятия, необходимые для формирования финансовой и экономической компетентности младших школьников.
Книга «Белка и Компания» состоит из двух частей: «Путь к успеху» и «Белкин секрет». В первой части мы знакомимся с главными персонажами: трудолюбивой и аккуратной хлопотуньей Белкой, ее друзьями – рассудительным мастером Ежом Пыхтей, приветливым и безотказным Мышонком Шмыгом, непоседой и выдумщиком Лисом Фуксом.
В основу сюжетной линии сказок заложены ключевые экономические понятия: проблема выбора, обмен, производство, товар, торговля, затраты, доход, цена, собственность, капитал и пр.
Вторая часть книги продолжает рассмотрение экономических категорий и взаимоотношений. Но в ней особый упор сделан на разрешении персонажами сложных конфликтных ситуаций. Такая «драматизация» сюжетов и образов служит созданию острой интриги, которая, в свою очередь, помогает ребенку ярко, образно представить, как бы прожить события вместе с героями, поддерживает неослабевающий от урока к уроку интерес к предмету.
Цель книги – вовлечь детей в занятия экономикой, понять ее роль, главные общественные функции, ее объективную значимость для жизни людей.
Книга «Новые приключения Белки и ее друзей» продолжает знакомить младших школьников с основными понятиями экономики. Здесь приведены разнообразные задания, служащие для лучшего осмысления и усвоения материала. Полюбившиеся детям герои знакомятся с такими экономическими понятиями, как ценовая политика, маркетинг, налоги, биржа, внешняя торговля и т. д.
Справочное пособие «Экономический сказочный словарь» дает представление об основных экономических понятиях, наиболее интересных и доступных для детского восприятия. Автор в привлекательной для ребенка сказочной форме объясняет основные экономические категории. Сказки-малютки расположены в алфавитном порядке. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые, придуманные сказочные персонажи. Этот литературный прием позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает маленьким читателям понять действие экономических законов и усвоить сложные экономические категории.
Задачник-рабочая тетрадь по экономике (в 2 частях) «Путешествие в компании Белки и ее друзей» предлагает различные задачи и задания экономического содержания к учебному пособию «Белка и компания». Дети знакомятся с историей экономических явлений, с основами этикета делового человека, учатся считать затраты, анализировать и моделировать различные экономические ситуации. Представлены ребусы, головоломки, загадки на экономические темы.
В пособия УМК включены задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решением жизненно важных задач, что позволяет учителю развивать различные виды функциональной грамотности и выходить на новое качество образования.
В методических рекомендациях к курсу «Экономика для младших школьников» содержатся пояснения по факультативному курсу экономики в начальной школе. Приведены ответы к задачам, пояснения и методические рекомендации по выполнению заданий рабочей тетради. Даны комментарии, определения основных экономических терминов, рассмотрены главные направления работы педагога по курсу, основные методы и приемы, которые понадобятся учителю, а также примеры конкретных заданий и фрагменты уроков на материалах пособий «Дом в Обычном переулке», «Белка и компания», «Путешествие в компании Белки и ее друзей». Помимо методических пояснений, пособия включают программу курса экономики в начальной школе.
ПРОГРАММА курса «Экономика и мы» (автор Е.А. Мухина)
Вариант КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ курса по экономике (автор
С.В. Бржезинская), в котором выделены предметные и метапредметные результаты, а также намечены возможные формы организации деятельности учащихся. Ознакомившись с этим вариантом, вы сможете составить свой, учитывая индивидуальные особенности детей вашего класса.
Посмотреть запись обучающего вебинара О.С. Письменюк «РАБОТАЕМ ПО КУРСУ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)».