1, 2 класс
Анализ картин и сочинение по картине.
1, 2 класс
- Автор: Чуракова Н. А.
Самара, Университет Наяновой
Предлагаемая логика анализа живописного произведения одна и та же для любого жанра. Сначала исходим из первого общего, целостного впечатления от картины, пытаемся "схватить" художественный образ целиком. Для этого работаем с названием картины, если оно содержательно (как, например, "Московский дворик", "Утренний натюрморт", "Стрекоза", "Пан") или пытаемся в названии обнаружить содержательный элемент ("Портрет Мики Морозова"). В тех случаях, когда в самом названии не содержится ничего примечательного "Портрет Ахматовой" Альтмана (4 класс), "Портрет М. Ланчи" К. Брюллова (3 класс), сразу обращаемся к личности изображенного человека, и это наше обращение и удержит необходимую целостность первого впечатления от картины. После этого начинаем внимательно исследовать все подробности. Если это портрет, то речь идет как о внешних способах характеристики человека (поза, одежда, прическа, интерьер или пейзаж или просто фон, на котором он изображен, окружающие его вещи), так и об анализе внутреннего мира человека (обнаруживающихся в выражении лица: возрасте, чертах характера, состоянии, настроении). Если это пейзаж, мы стараемся, чтобы ни одна изображенная художником деталь не осталась незамеченной, чтобы дети как можно точнее характеризовали каждую подробность (например, не просто "дом", но "покосившийся старенький домик", не просто "голубое небо", но "еще холодное серо-голубое небо", не просто "зеленая трава"; но "первая нежная ослепительно яркая зеленая травка" и т. д.) и, вместе с тем, чувствовали общую атмосферу (не настроение художника, но то, что относится собственно к изображению: время года и дня, погоду, "температуру воздуха", то есть попытались почувствовать, ощутить движение воздуха, тепло солнечных лучей или, напротив, разлившуюся в атмосфере влажность и прохладу).
Если мы анализируем натюрморт, важно, чтобы дети могли дать точную характеристику каждой вещи (обнаруживали ее тяжесть или хрупкость, плотность или прозрачность, ее цветовые особенности, но за всем этим - ее возраст, то есть не только ту жизнь в конкретном пространстве, которое представлено у художника, но и жизнь во времени). Необходимо, чтобы за каждой вещью (где это возможно, конечно) дети могли обнаружит присутствие человека: его привычки, вкус, само протекание его жизни, которое вплотную связано с окружающими его вещами. Речь идет, опять же, не о вкусе самого художника, который выбрал именно эти вещи и именно таким образом их расположил. Речь идет о людях из того созданного художником мира, которые оказались за кадром натюрморта, но присутствие которых все-таки чувствуется. На третьем этапе обращения к картине (первый этап - целостное общее впечатление; второй этап - подробное рассматривание) необходимо вновь обратиться к целостному впечатлению, которое теперь уже будет более богатым, насыщенным теми подробностями, которые удалось обнаружить во время внимательного исследования деталей. Вновь обращаемся к названию картины или к личности изображенного человека (или к задачам жанра в целом), формулируя уже более содержательно то общее впечатление (например, впечатление "сильной, умной, творческой натуры конкретного человека", ощущение "уюта дачной жизни и свежести летнего утра", впечатление "сложности этого детского характера", ощущение "таинственности и одухотворенности русского леса" и т. д.), которое исходит от художественного образа, воплощенного в картине.
Продолжая разрабатывать тему тайны и чуда, которые разлиты в окружающем нас мире, воплощены в каждой вещи, предлагаем детям для анализа сначала только два жанра: пейзаж и натюрморт. В качестве инструкции сообщаем, что исключительно для удобства рассматривания картин, для того, чтобы точно указать то место на картине, которое привлекло наше внимание, можно пользоваться такими выражениями, как ."на переднем, или первом плане... справа, слева, в центре", "на среднем, или втором плане... справа, слева, в центре", "на заднем, или третьем плане... слева, справа, в центре". Объясняем, что если мы будем пользоваться этими выражениями, нашим слушателям или читателям можно будет без труда отыскать на картине нужное место. После этого объясняем, что эти специальные выражения нужны нам только в ходе черновой работы, когда мы, рассматривая картину, что-то обнаружили и хотим этим поделиться с окружающими. В ходе самого устного сочинения к этим выражениям лучше не прибегать.
В.Д. Поленов "Московский дворик"
Рассматриваем с детьми репродукцию с картины, сообщаем, кто автор и как картина называется. Обращаем внимание на то, что автору важно и то, что это "московский" дворик, и то, что это "дворик", а не двор. После чего задаем вопросы: "Можно ли иначе назвать эту картину?" "Что обязательно должно отражаться в названии?" (Смысл какого-то важного впечатления, переживания автора). ("Солнечный день", "Ясное утро", "Летом", "Теплое лето" и т. д. После чего делаем первый вывод: значит, в картине есть что-то такое, что мы можем увидеть сразу, как целое. Это общее, самое важное переживание (оно есть и у автора картины, рождается и у зрителя), которое отражается в названии картины, называется ОБРАЗОМ, художественным ОБРАЗОМ. Образ - это не то, что художник из-ОБРАЗ-ил конкретно (ибо изобразил он пустырь, детей, дома, церковь, лошадку, колодец, забор и т. д.), но то, что получилось в результате, что воспринимается как целое. После этого задаем вопрос: "А что мы можем обнаружить при внимательном рассматривании картины?" (Дети перечисляют все детали: бабу с ведром, плачущего малютку, лошадку, кур, цветочки, кустики, сарай, колодец, бельё на веревке; отмечают, что, помимо церкви и колокольни на заднем плане в центре, есть еще один церковный купол и колокольня на заднем плане справа и т. д.). Спрашиваем: "А можно ли путешествовать внутри картины? Предлагает ли нам это сделать автор?" (Дети замечают тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек - между детишками - пройти к лошадке, а от нее - на задворки, к забору, туда, где сушится бельё и т. д.). Рассматриваем самые удачные маршруты. Можно спросить: "Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?" (кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, перебирает ногами или жует траву лошадка, скрипит ведро в руках у бабы - поощряются любые звуковые впечатления. Спрашиваем: "А вы можете представить летние запахи?" (трава, цветы: мальвы и ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т. д.).
Спрашиваем: "Что же делает дворик таким уютным? Может быть, само время года? Хорошая погода? Что-то еще?" (Важно все: и то, что это летний ясный солнечный день (рассматриваем нежное голубое небо с белыми облачками, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву, глубокую тень от колодца, крыши белого дома и лошадки), и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами, куда ходит много людей) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой). После такого обсуждения рассказываем сочинение по картине на тему: "Я бы назвал(а) картину В. Д. Поленова..." Или: "Я соглас(ен)(на) с художником, который назвал свою картину "Московский дворик".
Инструктируем: "Постарайтесь, чтобы все ваше описание подчинялось главной идее, которая нашла отражение в названии - авторском или вашем собственном".
К.С. Петров-Водкин "Утренний натюрморт"
Можно провести сходную работу по "Утреннему натюрморту" К.С. Петрова-Водкина. Путь анализа - тот же. Выясняем, что такое натюрморт. Убеждаемся в том, что для художника (и это касается не только Петрова-Водкина) вещи вовсе не мертвые, но живые. Выясняем, почему вещи живые (они сохраняют следы прикосновений человека, тепло человеческих рук, о них заботятся, ими пользуются и любуются). Обсуждаем название. Соответствует ли оно характеру этого натюрморта? Рассматриваем натюрморт подробно. Сразу же обнаруживаем большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола. Спрашиваем, чего бы ей сидеть? Выясняем, что люди, очевидно, еще не завтракали или не закончили завтракать, и собака находится в ожидании. Внимательно рассматриваем содержимое стола. Обнаруживаем плотный букет полевых цветов (желтых ромашек и синих колокольчиков) на длинных тонких стеблях, который едва умещается в слишком низкую для него прозрачную баночку. Стремимся к тому, чтобы дети как можно более внимательно рассматривали каждый предмет и точно его характеризовали. Уточняем, когда, с их точки зрения, был собран букет? Очевидно, цветы были сорваны накануне, вчера, поскольку баночка только наполовину заполнена водой.
Спрашиваем, как на дачном столе мог оказаться спичечный коробок. Выясняем, что он необходим, чтобы разжечь самовар. Рассматриваем начищенный, как зеркало, граненый самовар в форме чайника (вместо краник - чайный носик, есть ножки, труба открыта, крышечка от трубы лежит на столе). Обнаруживаем на столе куриные яйца. Спрашиваем: это остатки ужина или только что сваренные яйца? Рассматриваем их внимательно, чтобы выяснить, почему они так окрашены (откуда голубые и розоватые оттенки). Замечаем, что одно из них отражается в грани самовара и что на его белой поверхности отражается голубое блюдце, тогда как на другом яйце - рефлексы от розово-рыжего стола; рассматриваем стеклянный граненый стакан с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке, обнаруживаем, что чайная серебряная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз. Наконец, рассматриваем саму поверхность стола. Замечаем, что стол дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости? От попадания дождя?) краской. Спрашиваем: видны ли следы присутствия людей где-то рядом? Как мы можем об этом судить? (если будем рассматривать взаимное расположение вещей на столе: как будто только что снятую крышечку самовара; еще не остывшую ложечку, которой, возможно, размешивали в стакане сахар; яйца, которые, как кажется, кто-то только что крутил, чтобы проверить, как они сварены; накренившийся вправо букет, который может свалить баночку; небрежно положенный фонарик и брошенный рядом спичечный коробок).
Возвращаемся к названию натюрморта, отмечаем атмосферу дачного солнечного утра, с его особой свежестью и свободой. Делаем вывод о том, что с помощью натюрморта художник может поделиться чувством радости жизни, ее красоты и наполненности, передать присутствие людей, и все это с помощью самых простых предметов, которые, будучи объединенными на столе и освещенными утренним солнцем, создают настроение бодрости и счастья.
В.А. Серов "Портрет Мики Морозова"
Ход анализа. Как вы думаете, что это за имя "Мика"? Подходит ли оно мальчику? Сколько, на ваш взгляд, ему лет? (от 4 до 6). Что на картине помогает нам сделать вывод о возрасте мальчика? (Он маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветастыми мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрытый рот, что выдает его детскую непосредственность). Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток: художник пишет Мику утром? Днем? Вечером? (Мика в ночной рубашке, волосы растрепанны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед самым сном). Как мальчик сидит в кресле? (На краешке и таким образом, что кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать). Ног мальчика не видно. Как вам кажется: Мика босой? В тапочках? - Что больше соответствует его образу? Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, его внешнему виду? (Есть живость уже в самой позе Мики, в том, как растрепаны его волосы). А если судить по выражению лица? (Судя по выражению его лица, он бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец). Какой природы эта живость характера: она от ума или пока еще от отсутствия ума?
Как вам кажется: если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или он непоседливый ребенок, который более склонен бегать и резвиться? (Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением, с умением слушать). Подробно рассмотрев портрет, можно предложить устное сочинение на тему "Мика Морозов похож (не похож) на меня в детстве", объединив, таким образом, решение нескольких задач: (выстраивание логики описания живописного портрета; опору на социальный опыт ребенка; сравнительный анализ двух образов - Мики и себя маленького).
И.Е. Репин "Стрекоза. Портрет В.И. Репиной"
Рассматриваем портрет девочки. Интересуемся у детей: как и когда (в какое время года и дня) Репин пишет дочь? (Сидящей на толстой жерди, достаточно высоко над землей, ясным, солнечным летним днем. Судя по золотистым колосьям, это конец лета). Спрашиваем: "Как вы думаете, почему художник, написавший портрет дочери, дает ему еще одно название "Стрекоза"? Кого обычно так называют? Каких по характеру детей? Почему, не "Бабочка", например? Девочка-стрекоза и девочка-бабочка - это два разных образа? Сами насекомые разные? Как летает бабочка и как стрекоза?" (Бабочка во время полета довольно монотонно машет крылышками, а стрекозы летают стремительно, а потом могут сидеть, не шелохнувшись. Бабочка безобидна, а стрекоза - разбойница, на лету схватывающая насекомых). "Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери "Стрекоза"? Может быть, какое-то сходство одежды девочки (фасона и цвета платья) и крыльев стрекозы?" Рассматриваем с детьми платье Верочки. Оно пестренькое, в расцветке соседствуют природные желтоватые, коричневые и голубые оттенки; обилие оборочек делает платье многослойным, состоящим как бы из множества чешуек-крылышек. Спрашиваем: "Внешняя ассоциация (сходство платья и обобщенного внешнего образа стрекозы) - это главная причина названия портрета? Может быть, важнее всего характер девочки? Можем ли мы что-нибудь сказать о характере Верочки, судя по ее позе и ее "манерам"?" "Может быть, это паинька? Послушная и робкая девочка? Почему "нет?" (Она сидит на жерди, достаточно высоко от земли. Туда еще надо суметь забраться. Но она сидит уверенно, ей уютно. Видно, что для Верочки такое поведение дело обычное: у нее спущены чулки, и нам понятно, что ее это не очень-то заботит, она сидит и покачивает правой ножкой).
Спрашиваем: "Как она будет спускаться: попросит помощи или сама спрыгнет?", "Сколько ей, по-вашему, лет?" (На самом деле, Верочке 11 лет). "Как мы можем судить о характере Верочки по выражению ее лица?" (У нее умное лицо девочки "с характером", ребенка смышленого, своенравного, бесстрашного, любознательного, остроумного.
Можно предложить устное сочинение на тему: "Похожа ли Верочка на меня или на кого-нибудь из моих друзей"?
М.А. Врубель "Пан"
Вопросы к детям могут быть такими. Кто такой "Пан"? Похож ли он на хозяина леса? Из чего это видно? Такие особенности его облика делают его родственным животному миру (рожки, копытца, поросшие густой шерстью ноги и грудь)? Какие черты его внешнего вида роднят Пана с растительностью и другими природными явлениями (руки , с ярко выраженными мышцами, напоминают стволы деревьев, а узловатые пальцы - обнажившиеся корни; голубые глаза Пана точно такого же оттенка, как и голубые лесные озерца за его спиной). Какого возраста Пан? Почему вы так думаете? Одинаковое ли впечатление о возрасте дают изображение лица Пана и его торса? О чем художник хочет нам сказать, демонстрируя такое несоответствие? (Пан не стареет телом, с точки зрения художника, поскольку это воплощенная мощь и сила леса; но вечность и мудрость леса художник подчеркивает, изображая Пана с лицом старика). О чем говорит выражение лица Пана? Какое начало в нем ярче выражено: человеческое (мудрость, доброта)? животное (сила, непредсказуемость поведения)? отвлеченно природное (безликость, равнодушие)? В какой позе сидит Пан? Ему так уютно? Что он делает? (Отдыхает? Прислушивается к чему-то? Задумался?) Вы представляете, как он передвигается по лесу? (бесшумно или, напротив, так, что гул идет и ветки трещат; а, может быть, он летает по воздуху или преодолевает расстояние большими прыжками?) На чем основано это ваше представление? Как вы думаете, почему для изображения Пана художник избирает именно сумерки? (Сумерки - переходное состояние от дня к ночи, по-своему волшебное время, когда небо хранит еще отблески только что зашедшего солнца, но уже показалась луна; сумерки придают облику Пана некоторую призрачность и фантастичность: его кудрявые седые волосы и борода то сливаются с пейзажем, как какой-то лесной дымок, то делаются явными; березка справа воспринимается как продолжение тела Пана, а извивающаяся, как змея, березка слева кажется его распустившимся зеленью хвостом). Как вы считаете, зачем в руках у Пана изображена свирель? (Пан может имитировать любые лесные звуки, пение всякой птицы, он - голос и душа леса).
Можно предложить устное сочинение на тему "Каким я представляю себе хозяина леса: похож ли он на образ, созданный Врубелем?"
Сочинение по картине (2 класс)
Можно написать коллективное сочинение по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода" (ГТГ). Путь тот же: выясняем смысл названия, а именно то, что такое разлив. Уточняем, какой период (месяц) весны изображает художник (очевидно, апрель, когда снег уже стаял, но листиков еще нет, почки только начинают набухать). Выясняем: "Что же поразило художника ранней весной? Каким открытием он хочет с нами поделиться?" От формальных наблюдений, что вода залила деревья, переходим к обнаружению того, что же в этом красивого. Всматриваемая: а что это за деревья? Выясняем, что в основном это молоденькие хрупкие белоствольные березки и, видимо, осинки, чьи стволы окрашены в нежно-зеленый цвет; что есть одна сосенка и одно старое, почти засохшее дерево с редкими ветками, на котором тоже появились почки. Почти все деревья окружены легкими облачками еще не распустившихся почек. В чем же прелесть этого периода весны? Обратим внимание детей на колорит (цветовую гамму, цветовое решение) картины. Что можно сказать о цветах, которыми пользуется художник? Они яркие? Теплые? Холодные? Обнаруживаем, что это очень тонкая и сложная смесь теплых (золотистых) и холодных (голубых и серых) оттенков. В природе разлита еще полная неопределенность: чувствуется и то, что еще недавно была зима, но и то, что скоро наступит тепло. Вот это переходное, неустойчивое, неопределенное состояние природы, которое так трудно изобразить, и запечатлел великий художник. Рассматриваем и небо (еще холодное, но обещающее грядущее тепло), и тонкие, хрупкие, искривленные, словно дрожащие стволы молоденьких деревьев, и их отражения в воде; и четкие тени на песчаной земле и на воде от тех деревьев слева, которых нам не видно. Интересуемся, откуда здесь лодка: кто-то на ней приехал (нет, поскольку нет весел и других следов пребывания человека) или ее унесла вода? Откуда лодку могло принести? (Путешествуем по картине, рассматривая ее средний, или второй план. Обнаруживаем деревеньку на косогоре и пару домиков, залитых водой. Приходим к выводу, что лодку могло отнести не только прямо от домиков к тому месту, где ее прибило к берегу, но также влево и вправо за деревья. Такие "незначительные" наблюдения для нас крайне важны, поскольку именно в них запечатлевается освоение пространства картины, исследуются все ее уголки и все возможности движения глаза). После такого подробного рассмотрения картины еще раз возвращаемся к обсуждению названия. Уточняем, не придумал ли кто-нибудь более точного названия.
Рассматриваем все варианты. После этого пишем сочинение на тему "Эта необыкновенная ранняя весна" (по картине И.И. Левитана "Весна". Большая вода"). Еще раз заметим, что в анализе любой предлагаемой детям для рассмотрения картины важно исходить из общего впечатления (для чего и работаем с названием). После чего целесообразно переходить к деятельности наблюдения, исследуя подробности и стараясь сочетать каждое конкретное наблюдение ребенка с его опытом личных впечатлений и переживаний. После этой работы можно вновь вернуться к общему впечатлению, которое будет уже более сложным и дифференцированным. Использование специальной терминологии (понятия планов, теплых и холодных цветов, колорита) возможно только в том случае, если вызвано острой необходимостью, например, невозможностью (из-за обилия деталей, находящихся в разных частях картины) иначе (без обращения к таким терминам, как "первый, второй, третий план") указать на описываемый фрагмент картины или сказать об особенностях цветового решения. Так, разговор о сложном сочетании теплых и холодных тонов в картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода" возник только потому, что для этой картины это сущностный момент: именно этим сочетанием обозначена главная особенность ранней весны - своеобразное взаимопроникновение холода и тепла, что находит отражение и в цветовом решении.
Главная задача, которую мы решаем, рассматривая живописные работы художников, связана с организацией деятельности наблюдения и с развитием способности обобщать обнаруженное. Весьма содержательная работа может быть проведена по картине А. Матисса "Разговор" (ГЭ), На плоскостном ровно окрашенном синем фоне художник изображает две фигуры - мужскую и женскую, которые разделены квадратом окна с жизнерадостным утреннем пейзажем. Мужчина стоит, засунув руки в карманы полосатой пижамной куртки. Женщина сидит. Спрашиваем детей: "Как вы думаете, это близкие люди? Из чего это видно?" (Они в пижаме и халате). Спрашиваем: "А когда происходит этот разговор: в какое время суток?" (Версия "вечером" отпадает из-за солнечного пейзажа за окном, значит, утром, поскольку днем пижамы не носят). Спрашиваем: "Можно ли назвать этот разговор задушевным, приятным для обоих?" (Нет, поскольку, во-первых, позы напряженные, а во-вторых, очень неуютно общаться, когда один стоит, а другой сидит). Спрашиваем: а давно ли люди поссорились или только что? (Судя по тому, что люди находятся в состоянии тягостного молчания, это серьезная и давняя размолвка). Спрашиваем, случайно ли художник разместил фигуры людей на глухом синем фоне? Выясняем, что цвет фона создает какое-то тягостное безрадостное, напряженное настроение. Спрашиваем: а какой пейзаж за окном? Обнаруживаем ярко освещенную зеленую лужайку, красновато-коричневый от солнца ствол дерева и три клумбы ярко алых цветов, очевидно, тюльпанов. Объясняем, что художник поместил цветы в ярко голубые овалы, чтобы мы почувствовали присутствие голубого неба, летнего голубого дня. Спрашиваем: "Что вносит этот пейзаж в атмосферу этого трудного разговора между близкими людьми?" Соглашаемся на обе главные версии: обостряет ощущение конфликта (дети это скажут по-своему: "там хорошо, а в комнате плохо" и т. д.); дает надежду, что люди помирятся. Возвращаемся к названию. Спрашиваем, нужно ли в названии уточнить, какой это разговор или изображение говорит само за себя (еще раз обозначаем для детей содержательность формы: поз, жестов, цветового решения, контраста одноцветного фона стены и многоцветного пейзажа за окном). После этого коллективно пишем работу "Картина А. Матисса "Разговор".
Можно попробовать поработать над коллективным сочинением по картине К.А. Сомова "В детской" (ГТГ). Путь рассматривания картины может быть следующим: Вся ли детская комната показана художником или только какая-то ее часть? (Выясняем, что часть комнаты отражается в зеркале, что в комнате есть еще диван). Что можно сказать о мебели в детской? (Низкий широкий ящик, на котором лежат игрушки, табурет у окна, на котором лежит, видимо, барабан, и большой сундук - вот и вся мебель. Важно, чтобы дети как можно точнее характеризовали предметы). Можно спросить: что находится в сундуке? Очевидно, детские игрушки. Спросить: почему мебель такая незамысловатая, стены голые? Это комната для детских игр, здесь нет ничего лишнего, не нужного детям, того, что можно было бы испачкать или испортить. К том уже это, возможно, детская в дачном доме, судя по пейзажу в окне. А что можно сказать об игрушках? Заметно, что они "видали виды", что в них играли: они лежат так, что кажутся одновременно и потрепанными, и небрежно, по-детски, брошенными. Дополняет ли впечатление о детской изображение зеркала, точнее, отражение в зеркале? Конечно: видно, что в этой комнате, в час затишья, дети слушают сказки, сидя рядом с мамой или у мамы на коленях или тихонько с ней беседуют. А что именно, какое новое настроение, ощущение, вносит изображение пейзажа за окном? Ощущение свежести, бодрости, радости, свободы. Окно распахнуто, и можно представить детскую беготню и игры на воздухе, среди ослепительно зеленой травы и залитых солнцем деревьев. Прозрачные голубые шторы наполнены солнечным светом, который мягко льется из окна и сообщает обычным серым стенам нежный серебристо-голубой оттенок. Художник создает атмосферу уюта и безмятежности детской жизни, атмосферу счастья и любви. Сочинение можно назвать "Этот особенный мир детства" или непосредственно "В детской".