Методические рекомендации. Литературное чтение, 1 класс
- Автор: Свиридова В. Ю.
На сайте представлены основные разделы методических рекомендаций: обоснование курса, содержание программы, варианты тематического планирования, планируемые результаты освоения обучающимися программы, концепция и структура учебника, методический комментарий к главам учебника.
Обоснование курса
Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г., и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
На специфическом материале учебников по литературному чтению с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального общего образования, заявленных в стандарте.
1. Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала. В учебниках даны разные по степени сложности и направленности познавательного интереса задания и вопросы. Кроме того, присутствуют задания повышенной сложности, задания, которые можно выполнять в паре, в группе, с помощью взрослых. Имеются задания для девочек и для мальчиков.
2. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает активизацию познавательной деятельности каждого учащегося, преемственность с дошкольными видами деятельности детей (синкретическая деятельность, постепенное становление в позициях слушателя, читателя, исследователя), формирование мотивации к достижению результатов. Учебники направлены на формирование способов практической работы с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и метапредметных умений и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности, усвоение детьми понятий нравственного содержания, осознание нравственной проблематики гуманитарного знания; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Тексты подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, который понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.
4. Формирование информационной грамотности: различные способы передачи учебной информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
5. Стимулирование детского творчества, формирование умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (рассуждение на заданную тему, отзыв).
Собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, басен, рассказов) занимает особое место как один из эффективных способов проникновения в тайны художественного образа; например, наряду со стихами известных поэтов приводятся стихи школьников, что пробуждает интерес к самостоятельному творчеству детей; в учебнике 2 класса строки из детских стихов взяты в качестве эпиграфов.
6. Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
7. Обеспечение социализирующей функции учебно-методических материалов, ориентация содержания учебников на жизненные потребности детей, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
8. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого вида искусства, с иной позиции.
Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».
На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и общеучебных навыков. Так, сравнение как один из важных общеучебных навыков, умений и способов действия, выделяемых в стандарте, реализуется следующим образом: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных текстов, например, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, произведений разных времен и народов, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и общем развитии в целом. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение ориентироваться внутри текста и внутри учебника, чему служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, обращаясь за помощью к «Словарю» (эта рубрика находится в конце учебников), постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы сравнить их со вновь изученными по содержанию, настроению и другим основаниям. Этот прием позволяет школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. Также он помогает формировать общеучебное умение работать с учебником (найти нужное место в уже прочитанной книге, листать и бегло просматривать уже изученный текст).
Активную роль играют такие структурные элементы учебника, как «Лента времени», «Словарь», иллюстрации на форзацах. Мотивирует познавательную рефлексию и поиск дополнительной информации на страницах «Проверь себя».
СОДЕРЖАНИЕ
Реализация требований ФГОС средствами курса «Литературное чтение»
Пояснительная записка к курсу
Программа 1 класса
Содержание программы
Круг чтения первого года обучения
Планируемые результаты освоения обучающимися программы 1 класса
Концепция и структура учебника
Отбор текстов
Структура учебника
Специфика методической работы по учебнику
Возможности учебника 1 класса в достижении планируемых результатов
Вариант тематического планирования
Методический комментарий к главам учебника (может скачать авторизованный пользователь)
Глава 1. Книги - твои друзья
Глава 2. Путешествие в мир литературы
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке
Краткие сведения о писателях
Словарь литературоведческих терминов
Методический комментарий к электронной форме учебника
Купить пособие в интернет-магазине
Работа по данному курсу обеспечивается следующими пособиями учебно-методического комплекта:
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса.
2. Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс/Автор-составитель В.Ю. Свиридова.
3. Свиридова В.Ю., Березина Э.В. Учись читать: Пособие для работы над техникой чтения.
4. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу Литературное чтение». 1 класс.
5. Березина Э.В. Поурочное планирование к учебнику «Литературное чтение». 1 класс (опубликовано в журнале «Практика образования», 2011, № 1, и на сайте в разделе УМК).