Методические пояснения по курсу «Математика. 1 класс». 1 часть
- Автор: Бененсон Е. П., Керженцева А. В.
Методические пояснения к курсу состоят из 2 частей.
Первая включает в себя программу курса, примерное понедельное тематическое планирование, комментарии к заданиям учебника «Математика. 1 класс» (авторы И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина).
Полностью материал 1-й части пособия вы можете найти в прикрепленном файле: нажмите «скачать» и затем перейдите по ссылке. Кнопка «скачать» видна только авторизованным пользователям.
Роль математики в начальной школе, ее образовательный, воспитательный и развивающий потенциалы нельзя переоценить. Математика помогает младшему школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, умению лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи. Наряду с этим она воспитывает такие качества, как настойчивость, объективность, и дает школьнику необходимый для ориентации в современном мире набор знаний и умений математического характера.
Рассматриваемый в пособии учебник (авторы И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина. Математика, 1 класс, в 2 частях) является первым из четырех учебников математики для начальной школы. Наряду с учебником в учебно-методический комплект входят тетради на печатной основе (в 4 частях) (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина), задания и совместное применение которых с учебником также рассматриваются в данном пособии.
В программе курса для начальной школы, в соответствии с которой написан данный учебно-методический комплект, содержание обучения математике представлено следующими основными содержательными линиями:
– изучение чисел;
– изучение действий;
– изучение величин и их измерение;
– знакомство с элементами алгебры;
– знакомство с элементами геометрии;
– работа с текстовыми задачами.
Работа по названным шести направлениям в течение всех лет начального обучения математике – с первого по четвертый класс – идет параллельно и во взаимосвязи.
Краткая пояснительная записка
При знакомстве с программой необходимо иметь в виду, что ее содержание неоднородно и относится к трем разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода.
К первому уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению в течение первого года обучения. Его содержание и объем отражены в основных требованиях к математической подготовке учащихся в конце первого класса в разделах «знать» и «уметь». Материал этого уровня должен быть усвоен каждым учеником не ниже чем удовлетворительно, однако временные рамки такого усвоения могут гибко меняться в зависимости от особенностей каждого класса и отдельного ученика.
Ко второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к материалу основного уровня, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий основу для овладения знаниями на более поздних этапах обучения.
В первом классе к этому уровню относятся:
– наблюдения за изменением результата сложения и вычитания при изменении компонентов этих действий. Такие наблюдения учеников способствуют более глубокому и осознанному овладению изученными математическими действиями, осознанию связей между ними, помогают формировать вычислительные навыки и закладывают первые камни в фундамент последующего изучения такой важнейшей темы алгебры как функциональная зависимость;
– знакомство с выражениями в два действия и порядком действий в выражениях со скобками;
– сложение и вычитание с переходом через десяток;
– значительная часть материала, связанная с плоскими фигурами – разными линиями, видами углов, многоугольниками и их классификацией по числу сторон.
К третьему уровню относится материал, направленный в первую очередь на расширение общего и математического кругозора учеников. Вместе с тем он выполняет и те функции, о которых было сказано в характеристике второго уровня. В первом классе к этому уровню относятся прежде всего элементы истории возникновения и развития математики, знакомство с геометрическим способом сложения и вычитания отрезков, знакомство с геометрическими (пространственными) телами. Глубина и объем знакомства с материалом второго и третьего уровней сугубо индивидуальны для каждого класса и каждого ученика. Ориентировочный уровень овладения им отражен в требованиях к математической подготовке учащихся в конце первого класса в разделе «Иметь представление». При этом необходимо учесть, что слабое владение материалом этих двух уровней при удовлетворительном знании материала первого уровня не может являться причиной неудовлетворительной оценки успехов ученика, но успешное овладение этим материалом оценку успехов ученика повышает.