Методические рекомендации. Окружающий мир, 1 класс
- Автор: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.
На сайте представлены основные разделы методических рекомендаций: обоснование курса, содержание программы и планируемые результаты освоения обучающимися программы, методические пояснения к темам учебника.
Обоснование интегрированного курса
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части дисциплин основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Как органическая часть системы, этот курс должен своими средствами способствовать общему развитию каждого ребенка. Мы исходим из представления о развитии как процессе перехода от низких стадий, имеющих слитные, синкретичные формы восприятия, ко все более расчлененным и упорядоченным формам, характерным для высоких уровней. Психологи называют такой переход законом дифференциации. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности.
Следовательно, на начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую, нерасчлененную картину мира.
Решить названную проблему может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям - время (исторический блок) и пространство (географический блок) - служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщения его к ценностям гражданского общества, становления активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных еще в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. «…Материал должен быть подан так, чтобы у детей сложилась целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных странах и уголках земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление о всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество»1.
Созвучно этим мыслям ученого-педагога высказывание Н.В. Гоголя, великого русского писателя, который некоторое время был простым скромным учителем, - о том, что в младшем возрасте ребенок «должен узнать один только великий очерк всего мира, но очерк такой, который бы пробудил всю внимательность его, который бы показал всю обширность и колоссальность географического мира. В этот курс должны ниспослать от себя дань и естественная история, и физика, и статистика, и все, что только соприкасается к миру, чтобы мир составил одну яркую, живописную поэму …»2.
Общее, что отмечают и ученый, и писатель, - это широта, всеохватность, разносторонность и в то же время яркость и доступность детскому пониманию знаний о мире.
Специфика естествознания, географии и истории заключается, по словам Л.В. Занкова, и в том, что «они создают условия многообразия психической деятельности, которые столь необходимы для его [ученика] общего развития, а значит, и для усвоения знаний и навыков по всем предметам»3.
Интегрированный курс «Окружающий мир» подготовлен исходя из особой значимости курсов естествознания, географии и истории для общего развития школьников. Именно такой курс может предоставить детям широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Только тогда, когда ученики анализируют связи, оперируют знаниями, возникающими на «перекрестках» разных областей, разделов науки, создаются условия для развития общеучебных умений: наблюдать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи. Погружение в богатую, разнообразную природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к истории, людям Земли, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Интегрированный курс отвечает психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста, который характеризуется синкретизмом (слитностью, нерасчлененностью) восприятия мира, низким уровнем анализа. Следовательно, данный курс направлен на выполнение заказа новой информационной эпохи, а также реализацию фундаментального постулата системы общего развития школьников (представление широкой целостной картины мира), предупредив перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов. Синкретизм мышления ребенка, который мог бы стать препятствием для обучения, станет исходным продуктивным качеством.
В пользу интегрированного курса свидетельствует и то, что в нашем современном мышлении, которое было воспитано при познании отдельных, не связанных между собой сторон действительности, разорваны естественно-научное познание Земли и общественное развитие человечества. Итогом подобного разрыва становится надвигающаяся угроза экологической катастрофы на Земле, когда темпы роста производства превышают способность Земли бороться с их отрицательными последствиями. Однако человечество все еще игнорирует эту угрозу.
Таким образом, одной из задач обучения в школе должно стать развитие способности человека устанавливать не только внутрипредметные связи и связи между близкими науками, но и видеть взаимозависимости между далекими (как нам раньше казалось) естественными и гуманитарными знаниями.
В какой-то мере прецедентом подобного построения учебного предмета (с учетом различий цели, адресата, времени написания и уровня автора) может служить, например, «Курс русской истории» В.О. Ключевского. Прежде чем излагать историю России, он знакомит читателя с ее природными и географическими условиями, показывает их влияние на характер русского народа. Дальнейшее развитие содержания курса он также тесно связывает с описанием природных и географических условий.
В еще большей степени это свойственно В.И. Вернадскому, который рассматривает развитие науки на общем фоне исторического прогресса. При этом каждое отдельное открытие вливается в общий поток знания и порой производит в нем революцию. Так, ремесленное изобретение Гутенбергом печати разборным шрифтом стало прологом к тому взлету научного знания, который характеризует XVII–XVIII вв. и эпоху Великих географических открытий.
Интегрированный курс создает наибольшие возможности для «многообразия психической деятельности» каждого ребенка, независимо от индивидуальных особенностей познания окружающего мира. Так, исторические представления складываются у ребенка в основном на образном и логическом (теоретическом) уровнях. В то же время познание исторических закономерностей неразрывно связано со знаниями о природе и позволяет активизировать все уровни мыслительной деятельности, в том числе и наглядно-действенный. Следовательно, каждый ребенок (с практическим или образным складом ума, с разным уровнем развития логического мышления) найдет нишу для осуществления успешной познавательной деятельности.
Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из естественно-научных и исторических наук.
Цель курса – познакомить детей с окружающим миром. Помните, что для ребенка 6–10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, учителями, одноклассниками, соседями. Без естественно-научных и исторических знаний, с которыми познакомятся дети, помогут понять, почему современный человек стал именно таким, какой он есть сейчас.
Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности.
Современная необходимость сочетания естественно-научного и гуманитарного познания мира, возрастные особенности школьников, закономерности педагогического процесса диктуют структуру изучения самой дисциплины. В начальных классах, опираясь на синкретизм мышления младших школьников и средства интегрированного курса «Окружающий мир», представляется целостная картина мира, раскрываются самые общие, глобальные (а значит, и самые яркие, «выпуклые») взаимосвязи астрономических, географических, биологических, исторических знаний в их единстве и взаимопроникновении. В основном звене школы, когда учащиеся получают развернутый научный материал по отдельным предметам, познание мира характеризуется выраженной дифференциацией. Курс, целостно представляющий окружающий ребенка мир, постепенно распадается на отдельные учебные предметы. В старших классах углубление предметного научного знания опять должно сопровождаться осознанием связей между разными областями знания, но уже на другом уровне по сравнению с начальными классами.
Единство мира во всех его проявлениях служит той философской основой, которая заставляет говорить о необходимости интегрированных курсов на определенных этапах обучения. Мы предлагаем один из возможных вариантов курса «Окружающий мир», который, по нашему мнению, будет служить формированию нового, целостного подхода к познанию окружающего мира и к жизнедеятельности в окружающем мире.
1Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990. С. 141–142.
2Мысли о географии // Гоголь Н.В. Полное собр. соч. М., 1958. Т. 8.
3Занков Л.В. Избр. пед. соч. М., 1999. С. 133.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности отбора материала и построения содержания курса. Характеристика учебника 1 класса
Содержание программы и планируемые результаты освоения обучающимися программы
Методические пояснения к темам учебника (может скачать авторизованный пользователь)
Методический комментарий к электронной форме учебника
Купить пособие в интернет-магазине