По страницам методических рекомендаций. Русский язык, 3 класс
- Автор: Нечаева Н. В., Антохина В. А.
Материал подготовлен Наталией Васильевной Нечаевой, научным руководителем ФНМЦ им. Л.В. Занкова, автором курса русского языка, и Валентиной Александровной Антохиной, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Калужского государственного педагогического университета
Изучение русского языка в третьем классе обычно начинается с одного из сложнейших разделов русского языка – морфемики. Предлагаемый материал подробно поясняет учителям научные и методические взаимозависимости при обучении младших школьников русскому языку (раздел «Морфемика»).
Морфемика, как и другие разделы русского языка, теснейшим образом связана со смыслом высказывания, с грамматикой и правописанием. При изучении этого раздела у учащихся формируются следующие умения: выделять значимые части слова; понимать грамматическое и лексическое значение частей слова; разграничивать процессы образования родственных слов (словообразование) и образования форм одного и того же слова (формообразование). Проблема освоения ребенком названных умений – одна из сложнейших при изучении системы русского языка. По этой причине их формирование в соответствии с нашей программой распределено на несколько этапов:
1. В период обучения грамоте дети, вслушиваясь в корневое значение слов, объясняют смысл мотивированных названий: земляника, подберёзовик, опёнок, колокольчик, чернила, черника и др. Они читают столбики слов, составленные из однокоренных слов (диван – диванчик, шкаф – шкафчик; рука – ручища, глаза – глазищи и др.), наблюдают различия в значении этих пар слов; находят слово с омонимичным корнем среди родственных слов (гора, горе, горный, пригорок и др.). Эта пропедевтическая работа поддержана и учебником русского языка для 1 класса.
Полный текст статьи доступен авторизованным пользователям.