Поурочно-тематическое планирование. «Русский язык. 4 класс»
- Автор: Воскресенская Н. Е.
Поурочно-тематическое планирование к учебнику «Русский язык. 4 класс»
- Распределение учебного материала по темам и урокам.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Планируемые предметные результаты.
- Виды деятельности обучающихся на уроке.
Учебник по русскому языку для 4 класса (авторы Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева) разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2009 г.1 и принципами личностно ориентированной системы развивающего обучения Л.В. Занкова, построен на коммуникативной основе: язык осознается учениками как единство системы языка и речевой деятельности. Учебник продолжает системную работу по воспитанию грамотных носителей языка, способных общаться в устной и письменной форме, умеющих мыслить во внутреннем плане.
Представленный вариант поурочно-тематического планирования разработан на основе варианта тематического планирования, опубликованного в сборнике «Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова»2, и соответствует планируемым результатам по русскому языку в 4 классе.
Цель планирования – детально (по темам и урокам) описать планируемые результаты обучения и те виды деятельности, которые приводят к этим результатам.
В предлагаемом варианте результаты формирования планируемых универсальных учебных действий (УУД) предшествуют поурочному описанию возможных видов деятельности обучающихся на каждом уроке этого раздела и планируемым предметным результатам данного урока. Виды деятельности обучающихся раскрываются в соответствии с последовательностью заданий на данном уроке, чем объясняются некоторые повторы в описании действий детей.
В первой и второй графах таблицы опорные учебные темы и соответствующие им планируемые результаты даны прямым шрифтом. Курсивом выделены те, которые расширяют и углубляют опорную систему или выступают как пропедевтика для дальнейшего обучения русскому языку.
В первой графе таблицы после темы урока указаны возможные номера упражнений учебника без разделения на классную и домашнюю работу. Подчеркнем, что поурочно-тематическое планирование является индивидуальным (авторским) документом учителя, отражающим не только требования Стандарта и авторской программы по предмету, но и особенности их реализации (содержание, методические подходы, сроки и порядок изучения тем и т.п.), намеченные с учетом конкретных условий, возможностей, особенностей учащихся, учителя, образовательного учреждения, социума. Поэтому поурочно-тематическое планирование одного педагога может и должно отличаться от аналогичного документа другого учителя.
В данном поурочно-тематическом планировании количество часов, выделенных на изучение отдельных тем, незначительно расходится с вариантом планирования, опубликованным в «Программах начального общего образования. Система Л.В. Занкова»3.
Н.В. НЕЧАЕВА,
научный руководитель
ФНМЦ им. Л.В. Занкова,
автор курса русского языка
1 Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
2 Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: в 2 ч./сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – 2-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. – Ч. 1. – С. 41.
3 Там же.