Главная  / Обмен опытом / Ситуация успеха в развитии школьников

Ситуация успеха в развитии школьников



  • Автор: Eдкова Марина Анатольевна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Автор: Едкова Марина Анатольевна

 

   В период перехода образования с решения задач репродуктивной школы на решение задач школы развивающей, о конкурентоспособности того или иного комплекта надо судить не по количеству учителей работающих по нему, а по качеству решения современных образовательных задач. Педагог должен видеть личность, признавать её неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признаёт их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.
   Становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей – одна из важнейших задач в моей работе. В решении столь нелегкой задачи помогает реализация на практике технологии развивающего обучения и создание ситуации успеха. Стараюсь каждому из своих учеников дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству учителя и ученика. В условиях сотрудничества я выделяю три ведущих действия учащихся:
1. Ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний.
2. Познавательная инициатива ребенка.
3. В процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать.
Свою идею в образовании учащихся реализую через две социальные функции:
1. Готовлю человека к выполнению различных социальных ролей.
2. Формирую способность менять самого себя и свое бытие.
Организую учебный процесс, основанный на гуманистических позициях. Таким образом, сотрудничество, организованное мною, является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста. Нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания.
   Воспитывая личность, необходимо создавать ей ситуации успеха, одобрения. Главное в моей педагогической деятельности – видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, считать, что все дети талантливы. Развить талант помогаю многим ученикам. Так, Гущин Евгений, начал писать рассказы, которые были опубликованы в местной газете и на сайте Российского литературного клуба. Для учителя – занковца важно не столько учить детей, сколько создавать ситуацию, в которой ребёнок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием.
   Типические свойства системы Л.В. Занкова определяют характер каждого урока, а элементы интеграции дают сюжет и позволяют каждому ребёнку почувствовать, что он - часть своего талантливого народа, своей малой и большой Родины, своего времени, что ему выпало стать звёнышком в цепи времени. Разработала арсенал средств развивающего обучения для учащихся с индивидуально типологическими особенностями, тем самым, предусматривая создание наиболее комфортных условий для адаптации младших школьников на пути достижения целей обучения. Ребёнок чувствует себя частью огромного целостного мира. И учитель для него – не назидатель, а спутник, сопутник, проходящий на чуть другом этапе познания мира и его устройства вместе с юными мыслителями, поддерживающий их творчество, пытливость ума, души и сердца.
   Из библейской притчи о талантах (гл.25, Матвей, 14-30) мы знаем, что «закапывать талант в землю» нельзя. Задача учителя - помочь каждому ребёнку найти в себе способности, раскрыть их и развить, вооружить детей разнообразными способами познания мира, где обыденность ежедневного труда ничто в сравнении с его радостями: открытием чуда Великой красоты, которая открывается упорному и трудолюбивому. И чем талантливее ребёнок, чем больше он хочет познать, тем полней откроются ему тайны незнаемого. Именно учителя-занковцы обладают опытом реализации современных образовательных задач.
   Отслеживание продвижения детей в развитии осуществляю по отношению к каждому ребёнку, именно эти показатели служат оценкой результативности принятой системы обучения в целом.
Одной из важнейших целей обучения является развитие личности ребёнка. Только успех поддерживает интерес к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями!

Считаю необходимым:
• дать детям радость труда, успеха в учении;
• пробудить в их сердце чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
   Главный смысл деятельности создать каждому ученику ситуацию успеха. Создание ситуаций приводит к сотрудничеству учителя и ученика. Учитель дает возможность реализовать себя в положительной деятельности. «В каждом ребенке – чудо, ожидай его». Таким образом, сотрудничество, организованное мною является необходимым условием для личностного самообразования учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста.  На основе вышеизложенного можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
   Используемые образовательные технологии.
   Личностно – ориентированное образование ставит в центр всей школьной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития. При планировании урока применяю такие формы работы, которые способствуют активизации учебной деятельности, создание на уроке атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Использую развивающие упражнения, игровые, групповые формы работы, дискуссии.
   При проектировании урока всегда учитываю следующие моменты:
1. Должно обеспечиваться саморазвитие личности.
2. Применение ситуации выбора, вариативности.
3. Создание на уроке «ситуации успеха».
В системе провожу:
• Урок-игра «Умники и умницы»;
• Урок-игра «Пилоты» (на роль пилотов претендуют ученики, которые освоили данную тему на отлично). Урок проводит в свободной форме. Дети получают карточки, на которых написаны 4 хода: А, Б, С, Д. Например: пилот сектора А - проверяет умение решать уравнения, пилот сектора В - решение выражений. Такая форма работы приучает детей работать в группах, в команде с лидером учит подчиняться и руководить.
• Уроки-экскурсии:
  Тема: «Животные нашего края» - проводит в школьном музее природы
  Тема: «Откуда приходит электричество»- в информационно- общественном центре Балаковской АЭС.
• Урок- презентация «В стране Чукоколла»;
• Урок-театр;
• Урок – пресс-конференция.
   Привлечение учеников к самостоятельной деятельности на уроке достигается путём использования:

1. Технологии развивающего обучения
Использование этой технологии позволяет включить учащихся в творческую деятельность. С этой целью, на каждом уроке планирую вопросы общего характера, которые позволяют выразить разные точки зрения. Постановка общих вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспекта анализа, более близкого ребенку.
Отвечать на проблемные вопросы начинают неуверенные дети, таким образом, они не теряются на уроке, не чувствуют себя лишними, а принимают активное посильное участие в работе. Сильные учащиеся обобщают, делают выводы. При такой организации урока каждый ребенок может и должен иметь успех деятельности, брать ответственность за себя, контролировать свои знания, свои возможности.
 

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 1
    Средняя оценка — 10
каждый урок в системе - это ситуация успеха, правильно выбрали тему.


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?