Главная  / Обмен опытом / Рабочая программа "Литературное чтение. 2 класс"

Рабочая программа "Литературное чтение. 2 класс"



  • Автор: Ладыгина Елена Владимировна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ладыгина Елена Владимировна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования»).
2. Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
3. Инструктивно-методическое письмо Департамента образования культуры и молодежной политики Белгородской области и БелРИПКППС «О преподавании в начальных классах в 2011-2012 уч.г. в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области».
4. Авторская программа: указать автора, название программы, год издания, издательство.
5. Учебный план МОУ «Подолешенская СОШ» на 2011-2012 учебный год.
В авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа разработана на основе программы «Литературное чтение», автор: В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова (система Л.В. Занкова) в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования, рассчитана на 140 учебных часов из расчета 4 часа в неделю.
Цель: создать условия для нравственно-эстетического воспитания и развития учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Учебник: « Литературное чтение» В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова.
Учебный план: 4 ч в неделю.
Задачи:
- Формирование первичных исследовательских навыков.
- Стремление сделать мир литературы личностно значимыми для ребенка: а) опора на социальный опыт ребенка; б) развитие творческих способностей.
- Воспитание внимательного отношения к слову. Работа с художественными приемами.
- Формирование представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.
- Формирование первичных представлений о жанровой специфике сказки, о законах и особенности сказки.
- Формирование исторического сознания. Работа с лентой времени.
- Сравнительный анализ языка разных видов искусства.
- Первые опыты устных и письменных сочинений.
- Формирование умений осмысленного и выразительного чтения.
- Воспитание чувства юмора.
- Формирование чувства причастности отечественной истории и культуре.
- Обсуждение с детьми и анализ прозаических и поэтических текстов учебника.
- Развитие навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров и
опыта самостоятельной читательской и художественно творческой деятельности; освоение учениками читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания; понимание важности чтения для познания окружающего мира; развитие всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма) учащихся через формирование правильного литературного языка и умений понимать других и выражать понятно свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.

Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основа формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Расширяются и углубляются теоретико-литературные представления учащихся. Дети получают представление о прозе, рассказе, выходят на осмысление особенностей авторской сказки, учатся определять тему произведения, без введения термина работают над идеей произведения как главной мыслью автора. Расширяются и конкретизируются представления учеников о способах создания характера героев произведения, о возможностях художников слова в воссоздании художественной картины мира и изображении настроений и чувств человека. В итоге учебно-познавательной деятельности по анализу художественных произведений, изучающихся во втором классе, учащиеся овладевают следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет,
юмор, диалог, монолог, сравнение
Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка:
Патриотизм
Родной дом, родители, малая родина (И.З. Суриков «Детство»; Т.М. Белозеров «Пельмени»).
Ответственность за красоту природы, за животных и птиц (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…»; М.И. Вейцман «Лилия»).
Сердечность, забота друг о друге (Т.М. Белозеров «Пельмени»; В.А. Осеева «Три товарища»; В.К. Железников «Солдат на посту»; А.И. Приставкин «Портрет отца»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»).
Деятельная любовь (Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»).
Милостливость, безусловность материнской любви (Н.М. Артюхова «Большая береза»; В.П. Астафьев «Белогрудка»).
Добродушие, юмор (В.Д. Берестов «Бабушка Катя»; В.В. Голявкин «Как я под партой сидел»; В.Н. Орлов «Если бы»; Э.Н. Успенский «Все в порядке»).
Смелость как преодоление страха (Л.Н. Толстой «Прыжок»).
Верность в дружбе (В.Ю. Драгунский «Друг детства»; Я.Л. Аким «Друг»; Л.Н. Толстой «Лев и собачка»).
Ответственность за дело (В.К. Железников «Солдат на посту»).
Ответственность за другого (русская народная сказка «Гуси-лебеди»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить…»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»; А.П. Платонов «Еще мама»; Л.Н. Толстой «Прыжок»; Я.Л. Аким «Мой верный чиж»).
Дружба, дружеские отношения (С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»; В.А. Осеева «Три товарища»).
Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви (Н.М. Артюхова «Большая береза»; В.К. Железников «Солдат на посту»).
Стыд за плохой поступок, формирование самооценки(Н.М. Артюхова «Большая береза»; А.И. Приставкин «Портрет отца»; Б.В. Заходер «Серая Звездочка»).
Система освоения учащимися основ теории литературы (ведущих литературоведческих понятий):
Художественный текст; изобразительная природа художественного текста; способы создания художественного образа. Изобразительные средства. Подробность. Сравнение. Поступок как проявление характера героя. Виды текстов. Жанры. Конкретное изображение и обобщение. Особенности народной сказки. Поэзия. Проза. Рассказ. Выразительное начало художественного текста. Смена картин, изображение чувств. Стихи веселые, смешные. Поэзия. Изобразительные возможности ритма (замедление и убыстрение действия). Автор. Рассказ автора и рассказ героя о событии. Читательское представление об авторе. Отношение автора к героям. Герой произведения. Поступок как проявление характера. Речь и поступок как средство характеристики, портрет героя. Взаимоотношения героев. Диалог и монолог. Тема. Тема как то, о чем рассказывается в произведении. Идея. Главная мысль автора. Сюжет. Развитие действия, роль случайности в развитии действия. Юмор. Первоначальное понятие о юморе.
В данную программу также включены компоненты: здоровьеформирующие и духовно-нравственного воспитания.

Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, творческих и исследовательских работ.
 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
К концу второго класса обучающиеся должны уметь: осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 35-55 слов в минуту) и про себя (темп чтения ориентировочно 45-65 слов минуту); находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); делить текст на смысловые части, озаглавливать их; выделять главную мысль прочитанного произведения; определять тему произведения; сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; отвечать на вопросы по содержанию картины художника; составлять описание природы, предметов; пересказывать текст подробно и выборочно; высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; выразительно читать диалоги, читать по ролям; овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение иметь начальное представление: о роли подробности в художественном изображении; о роли названия произведения; о паузе, логическом ударении и темпе речи; иметь нравственное представление: о любви к родному дому, малой родине, об ответственности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви, о сердечности и совестливости, смелости, коллективизме.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (36ч+28ч+40ч+36ч=140ч)

Дата проведения  № Тема урока Кол-во часов  Характеристика основной деятельности ученика Словарная работа Повторение Примечание План Факт
1. Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю». 1 чтение «по цепочке» Гримасничать, лань.
2. Характер лирического героя в стихотворении И. Токмаковой «Мне грустно…». 1 выразительное чтение. Тягач, жестяной.
3. Сравнение характеров героев в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка». 1 составление характеристики. Шопен, кавалеристы.
4. Юмор в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка». 1 чтение в лицах.
5. Контраст как художественный прием в поэзии Б. Заходера. 1 доподлинный.
6. Годовой круг: взгляд поэта Д. Кедрина. 1 наизусть кафтан, рачительная.
7. Годовой круг: взгляд писателя К. Ушинского. 1 «расследование» , по вопросам, годовой круг.
8. А. Пушкин. «Тиха украинская ночь…». «Украинцы и россияне – два великих народа» (беседа) 1 наизусть дремота, превозмочь, гетманы.
9. Сравнительный анализ научного и художественного текстов. 1 сравнение литературных жанров.
10. Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки, живописи. 1 работа по картине Глава II. «Завязка, тайны искусства…». Цели: создать условия для различения художественного, научно-популярного и поэтического текстов; помочь в нахождении олицетворений в тексте; содействовать развитию умений в написании сочинений.
11. Художественный образ в поэзии и живописи. 1 выразительное чтение чехарда.
12. Первые опыты письменных сочинений. Д. Кедрин. «Осенняя песня». «В здоровом теле – здоровый дух» (беседа) 1 деление на строфы жатва, кровля, духи осени.
13. Подготовка к сочинению «Осенний парашютист». 1 экскурсия в природу. Образные выражения.
14. Олицетворение как поэтический и живописный прием. 1 нахождение олицетворений.
15. Как смотрит на мир поэт и исследователь. 1 работа по картине.
16. Сравнительный анализ стихотворения И. Пивоваровой и сказки Г. Корниловой. 1 Сравнение. Изготовление словарика «Средства выразительности». Колекция, фольклор.
17. Различение текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. 1 нахождение сравнений.
18. Специфика художественного, научно-популярного и поэтического текстов. 1 сравнение жанров текстов.
19. Восприятие художественного образа, созданного в разных видах искусства. 1 Сочинение стихов, хокку.
20. Специфика художественного образа, выраженного языком поэзии, музыки и живописи. 1 работа по картине.
21. Поэтический взгляд на мир в лирическом стихотворении. 1 наизусть нивы, дремлет.
22. Поэтический взгляд на мир в авторской сказке. 1 чтение по ролям. Глава III. «Кульминация. Погоня за секретами литературы». Цели: создать условия для понимания образов, созданных японскими поэтами в хокку; способствовать ознакомлению с жанровыми особенностями рассказа; провести сравнительный анализ авторской и народной сказок.
23. Художественный образ в японской поэзии. «Профилактика инфекционных заболеваний» (беседа) 1 анализ текстов срез, бадья, вьюнок.
24. Поэтический образ. 1 чтение «за диктором». Каменная ложь.
25. Ироническое отношение автора к герою. 1 интонирование капризит.
26. Юмор в стихотворении С. Михалкова «Про мимозу». «Нравственные нормы жизни» (беседа) 1 портретная характеристика Ботанический сад.
27. Нравственная коллизия в рассказе Л. Толстого «Прыжок». 1 ответы на вопросы мачта, задор, каюта.
28. Жанровые особенности рассказа Л. Толстого «Прыжок». Эмоциональная окраска текста. 1 деление на части ирония.
29. Как смотрят на мир поэт и художник. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» (беседа) 1 Соотнесение картины к тексту. Зарница.
30. Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» 1 словесное рисование. Лукоморье, дол.
31. Контрольная работа №1 «Проверка техники чтения. Анализ текста» ж. с.22 1.
32. Анализ контрольной работы. Народные представления в поэзии А. Пушкина. 1 наизусть отрывок.
33. Авторская сказка Ш. Перро «Кот в сапогах». «Всегда будь опрятным, аккуратным и организованным!» (беседа) 1 чтение «цепочкой» Обделили, маркиз.
34. Сравнительный анализ авторской и народной сказок. 1 рассказывание сказки.
35. Сравнительный анализ европейской и русской сказок. Красота и выразительность пушкинского стиха.  «Опрятней модного паркета…» 1 иллюстрирование сказок наизусть лоно вод, брег.
36. Резервный урок 1 Сочинение стихов, хокку.
37. Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 прослушивание сказки в аудиозаписи, ветхая землянка, невод, корысть.
38. Элементы сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке». 1 чтение по частям (завязка, кульминация, развязка) светёлка, дворянка, кичка.
39. Своеобразие языка в «Сказке о рыбаке и рыбке». 1 словесное рисование.
40. Стихи С. Маршака. 1 наизусть.
41. Л. Толстой «Лев и собачка», «Безопасность при общении с кошкой и собакой» (беседа) 1 пересказ.
42. Сравнительный анализ авторской сказки и научно-популярных текстов о животных. 1 по ролям широта и долгота.
43. Различение научно-популярного рассказа и сказки. 1 различение жанров.
44. Научно-популярные рассказы И. Акимушкина. 1 сообщения из энциклопедий Индонезия, саванны.
45. Шуточный или юмористический художественный образ. 1 выразительное чтение.
46. Разная природа вымысла. 1.
47. Природа необычного, фантастического в литературном тексте. 1 отгадывание загадок.
48. Выявление жанровой специфики сказки. 1 составление законов сказки стожок, купец, хоромы.
49. Выявление эмоциональной тональности сказки. 1 рассказывание сказки.
50. Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. 1 чтение по ролям дуброва.
51. Сравнительный анализ сказок. 1 сравнение сказок.
52. Юмор в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква». 1 инсценирование рассказа. Глава IV. «Кульминация! Пик фантазии». Цели: способствовать установлению связей мифа и сказки; организовать деятельность детей по совершенствованию навыков чтения.
53. Происхождение сказки из мифа. 1 разгадывание деталей сказки-загадки, старик-годовик.
54. Русская народная сказка «Снегурочка». 1 придумывание продолжения, хворост.
55. Отражение древних представлений в легенде о Нарциссе. 1 придумывание легенды, легенда.
56. Особенности сказочного жанра в авторской поэзии. 1
57. Д. Хармс. «Как Володя быстро под гору летел». «Гигиена тела» (беседа) 1 выразительное чтение.
58. Авторская сказка «Старик Хоттабыч». Специфика авторской сказки. 1 Изготовление словарика «Средства выразительности», бахрома, колокольня, на дыбы.
59. Контрольная работа №2 «Проверка техники чтения. Анализ стихотворения» ж. с.23 1.
60. Анализ контрольной работы. Отличие авторской сказки от народной. 1 чтение по ролям.
61. Русская народная сказка «Мороз Иванович». 1 чтение «по цепочке».
62. Особенности русской народной сказки. Л. Друскин. «Я сплю». 1 иллюстрирование сказки, гончие.
63. И. Суриков «Детство».
Литературная викторина. 1 заучивание наизусть кубарем, ветхая, светец.
64. Резервный урок 1 Сочинение стихов, хокку.  Часть II. (II полугодие) Глава IV. «Кульминация! Пик фантазии». Цели: способствовать формированию умений анализировать поэтический и прозаический текст; содействовать расширению читательского кругозора учащихся.
65. Поэтические тексты: авторские и народные. 1 Определение жанров фольклора.
66. Художественные образы в стихотворении С. Есенина «Зима». 1 наизусть, стозвон.
67. Специфика работы с жанром рассказа. 1.
68. Эмоциональный тон рассказа Н. Носова «Мишкина каша». 1 чтение «по цепочке».
69. Характеры героев в рассказе «Мишкина каша». 1 деление на части.
70. Законы смешного в рассказах Н. Носова. 1 соотнесение пословиц к рассказу.
71. Элементы сюжета в рассказе Н. Носова «Заплатка». 1 озаглавливание частей Защитный цвет.
72. Поэзия как особое переживание мира. 1 выразительное чтение.
73. Правда и вымысел в рассказе Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи». 1 портретная характеристика. рифма.
74. Сравнение рассказов Н. Носова. 1.
75. Прием контраста в стихотворении. Ф. Тютчева «Весна». 1 заучивание наизусть, нудит.
76. Прием олицетворения в стихотворении Н. Рыленкова «После дождя». 1 словесное рисование, русый дождь. Глава V. «Вперед по дороге открытий…» Цели: способствовать расширению знаний детей о трёх типах сказок; помочь в определении различий между авторской и народной сказкой.
77. Связь авторской поэзии с фольклором. 1 повторение жанров фольклора.
78. Нравственная коллизия в рассказе Л. Толстого «Акула». «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» (беседа) 1 анализ содержания Сахара, артиллерист.
79. Правда и вымысел в рассказе Н. Носова «Фантазеры». 1 чтение «по цепочке».
80. Природа смешного в рассказе Н. Носова «Фантазеры». 1 чтение по ролям.
81. Нравственная коллизия в рассказе Н. Носова. 1 ответы на вопросы.
82. Авторская сказка Д. Мамина-Сибиряка. 1 «жужжащее» чтение, душа в пятки.
83. Язык авторской сказки. 1 сравнительная характеристика.
84. Авторская поэзия: обращение к фольклору. 1 выразительное чтение.
85. Шуточный рассказ: серьезная проблема. 1.
86. Веселые переживания в рассказе Н. Носова «Живая шляпа». 1 чтение по ролям.
87. Малые фольклорные жанры: потешки, загадки.
«Лекарственные растения» (беседа) 1 работа над языком народного творчества. Лишеньки, потетень.
88. Жанр сказки в литературе. 1 долги.
89. Сравнительный анализ авторской и народной сказки. 1 определение характера героя омут.
90. Черты сходства авторской и народной сказки. 1.
91. Мир глазами сказочного героя или животного. 1 выразительное чтение.
92. Современная версия событий в народных сказках. 1 ответы на вопросы.
93. Отличие авторской сказки от народной. 1.
94. Авторская сказка и черты народной сказки в ней. 1
95. Чудеса превращения в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 1 чтение глав из книги А. Толстого.
96. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 1 анализ содержания.
97. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 1 пересказ.
98. Контрольная работа №3. «Проверка техники чтения. Анализ текста; определение жанра и стиля» ж. с.24 1.
99. Народная сказка «Липунюшка» в пересказе Л. Толстого. 1 чтение по ролям хлопочек.
100. Сказка «Мальчик-с-пальчик», в обработке А. Толстого. 1 пересказ.
101. Сказка «Терешечка» в обработке А. Толстого. «Лес – наш зелёный друг» (беседа) 1 иллюстрации.
102. Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот». 1 главная мысль, осока.
103. Поэтические образы. 1 выразительное чтение.
104. Резервный урок 1. Глава VI. «Распутанные тайны». Цели: содействовать усвоению детьми научных сведений из научно-популярных текстов; создать условия для формирования навыков правильного чтения; способствовать воспитанию культуры чтения.
105. Детские переживания глазами автора. 1 ролевая игра.
106. Сходство мировосприятия ребенка и поэта. 1 Наизусть -140.
107. Закон смешного в поэзии и прозе. «Уход за зубами» (беседа) 1 выразительное чтение.
108. Прямая речь в рассказе В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!». 1 выразительное чтение маляр, бригада.
109. Закон смешного в рассказе В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!». 1 пересказ с изменением лица.
110. Различение научного и художественного текста. 1 чтение детских энциклопедий, крокодиловы слезы.
111. Научно-популярные сведения в художественных текстах. 1.
112. Сочинение сказки «Путешествие капельки». 1 написание сочинения.
113. Природа «необычного» в литературе. 1.
114. Л. Петрушевская «Все непонятливые». 1 выразительное чтение.
115. Правда и вымысел в рассказе Л. Петрушевской «Все непонятливые». 1 выразительное чтение.
116. Невозможные действия в небылицах. 1 лыко.
117. Фольклорный стиль в авторской сказке. 1.
118. Законы фольклорных жанров. 1.
119. Проявление сказочной логики в народной сказке «Мороз, Солнце и Ветер». 1 описание характеров героев, шибко, простак.
120. Сказочная логика в авторской поэзии. 1 интонирование.
121. Сравнительный анализ видов искусства: литературы, живописи и музыки. 1 работа по картине, прослушивание грамзаписи.
122. Литературные образы и образы, созданные живописцами. 1 ответы на вопросы.
123. Поэтический образ и средства его создания. 1 выразительное чтение.
124. Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете. 1 сравнение авторской сказки и народной крестины, веретено, кораллы.
125. Волшебство в сказке Ш. Перро. 1 пересказ.
126. Сравнения и иносказания в народных загадках. 1 рисунки к загадкам.
127. Контрольная работа №4 «Проверка техники чтения. Сравнение научного и художественного текстов. Анализ стихотворения. Анализ рассказа»м. с.30 1
128. Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 1 чтение сказки целиком чтение по частям обедня, Чернавка.
129. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 1 нахождение сюжетных линий.
130. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Сам погибай, а товарища выручай!» (беседа) 1 заучивание наизусть отрывка из сказки.
131. Поэтические образы и красота языка в сказках А. Пушкина. 1 иллюстрирование отдельных эпизодов.
132. Открываем тайны стихотворения. 1 выразительное чтение озарение.
133. Обобщающий урок «Тайны литературы». 1
134. Викторина «По дорогам сказки». 1
135. «Литературная гостиная: по страницам любимых книг» 1
136. «Литературная гостиная: по страницам любимых книг» 1
137-139 Исследуем характеры мальчиков и девочек (на примере произведений В. Катаева «Цветик-семицветик, Б. Заходера «Бочонок-собачонок», О. Григорьева «Былина» 3
140 Что читать летом 1
Итого: 140 уроков

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (140 ч.)

Круг чтения.
1. «В начале жизни школу помню я…»

М.В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…»; И.З. Суриков «Детство»; С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова внука» (отрывок); Т.М. Белозеров «Пельмени»; С.В. Михалков «Несбывшиеся мечты»; А.Л. Барто «Первый урок», «Почему телефон занят»;В.В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Крути снежные вертя»; В.Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «А дальше, ребята, урок листопада...»; А.П. Платонов «Еще мама»; И.А. Бунин «Листопад» (отрывок); А.С. Пушкин «Осень» (отрывок); «Осень» (по С.Т. Аксакову); В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать свое слово»; А.А. Ахматова «Мурка, не ходи, там сыч...»; Э.Э. Мошковская «Разговор с учителем во сне».
2. Друзья-товарищи
С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»; И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять...»; В.А. Осеева «Три товарища»; Я.Л. Аким «Жадина», «Друг»; О.Е. Григорьев «Кто прав?»; И.М. Пивоварова «Вежливый ослик»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится...»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить...»; А.П. Кешоков «Мне больно, мальчики!»; И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом...».
3. Дети и взрослые.
Ю.Я. Яковлев «Мама» (отрывок); Н.М. Артюхова «Большая береза»; А.Л. Барто «Перед сном»; Э.Н. Успенский «Все в порядке»; А. Милн «Непослушная мама»; В.К. Железников «Солдат на посту»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок); Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль); А.И. Приставкин «Портрет отца»; В.Д. Берестов «Бабушка Катя»; А.С. Пушкин «Зимний вечер»; Р. Сеф «На свете все на все похоже...»; И.З. Суриков «Зима»; К.Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок); И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»; Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); А.П. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок); К.Д. Ушинский «Лес и ручей»; Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»; Э.Э. Мошковская «Счастливый остров»; В.А. Осеева «Печенье»; В.Н. Орлов «Если бы»; Л.Д. Каминский «Про бабушку и про бегемота Борю».
4. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Хаврошечка» (русская народная сказка); «Три дочери» (татарская народная сказка); Я. Гримм, В. Гримм «Три брата»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; М. Горький «Воробьишко»; Б.В. Заходер «Серая Звездочка»; Н.А. Юсупов «Серый волк и серенькие козлики»; Г.А. Ладонщиков «В старой сказке»; Ч. Янчарский «В магазине игрушек» (отрывок); В.Ю. Драгунский «Друг детства» (отрывок).
5. Человек и природа.
Саша Черный «Что кому нравится»; А.Л. Барто «Думают лизвери?»; Б.В. Заходер «Кискино горе», «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения»; Г.М. Цыферов «Цыпленок», «Как лягушки чай пили»; М.М. Пришвин «О чем шепчутся раки», «Лисичкин хлеб»; Н.М. Рубцов «Воробей», «Про зайца»; Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок); Л.Н.Толстой «Орел» (быль), «Лев и собачка» (быль); В.Д. Берестов «Знакомый»; Я.Л. Аким «Мой верный чиж»; И.П. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной...»; С.А. Махотин «Жук»; В.А. Сухомлинский «Старый пес»; В.П. Астафьев «Белогрудка»; Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»; А.С. Пушкин «Птичка»; М.И. Вейцман «Лилия»; С.А. Махотин «Ручей»; О.О. Вациетис «Подснежник»; С.Я. Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный...»; Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза»; А.К. Толстой «Колокольчики мои...»; Г.М. Новицкая «Крылатый луг»; Г.В. Сапгир «Душа природы»; А.Н. Майков «Ласточки» (отрывок); Л. Заковоротная «Четыре времени года» (отрывок); К.А. Коровин «Баран, заяц и еж» (отрывок); Э.Э. Мошковская «Снова со всех дорожек...»; Дж. Чиарди «Нам книгу закрывать пора...».
6. Итоговая коллективная творческая работа. Д.С. Самойлов «Слоненок пошел учиться».
II. Нравственно-эстетическое развитие.
1. «В начале жизни школу помню я…»
Воспоминания детства, их своеобразие. Первые уроки в школе и в жизни, первые учителя. Способность автора изобразить переживания героя. Роль подробности в художественном изображении. Представление характера героя через его поступки. Отражение в поэзии внутреннего мира героя и чувств автора.
2. Друзья-товарищи
Взаимоотношения людей, дружба. Кого можно считать настоящим другом? Что значит «уметь дружить»? Несовместимость дружбы и зависти. Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет изображения и смысл изображения. Диалог как один из способов изображения взаимодействия людей. Эффект неожиданности способов художественной убедительности и основа юмора.
3. Дети и взрослые
Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа любви. Образ матери, материнская любовь, ее сила и бескорыстие. Образ отца; бабушка, няня, родные люди. Смысл понятия нравственные ценности, которые они передают ребенку. Изображение мира глазами разных людей: ребенка и взрослого, человека городского и деревенского. Художественный образ (матери), нарисованный в разных произведениях. Стихи веселые и грустные. Юмор как способ решения проблемы. Связь названия и главной мысли произведения. Развитие действия, роль случайности в развитии действия; конкретное описание и обобщение.
4. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Фантастическое изображение реального мира. В вымышленном сказочном мире живут по тем же законам: любят и ненавидят, дружат, помогают друг другу и бросают друзей в беде, стремятся выделиться, стать лидером, подчинить других. Нравственные уроки сказок, победа добра в финале народной сказки. Своеобразие изображения мира и человека в сказке. Народная сказка и авторская, первоначальные представления об особенностях авторскойсказки. Сказка в стихах.
5. Человек и природа.
Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотношения с животными. Отношение к животным - проба на человечность. Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить, вступать с ними в диалог. Изображение в произведении характера животного, его переживаний. Детский взгляд художника на мир, способность увидеть «обыкновенное чудо» в жизни, роль фантазии, юмора, лиризм как способ «заразить» своим восприятием читателя.
6. Итоговая коллективная творческая работа.
III. Техника чтения.
Осмысленное, правильное, выразительное чтение текста целыми словами; темп чтения вслух ориентировочно 35 - 55 слов в минуту, про себя ориентировочно 45 – 65 слов в минуту; смысловое понимание текста.
IV. Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности
Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пересказ. Сочинение устных рассказов и небольших текстов на заданную тему и по плану. Работа над выразительным чтением диалогов, чтение по ролям.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании в начальных классах в 2010-2011 учебном году» Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области»
2. Малаховская О.В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. М.: ЗАО ЦОР.
3. Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение». 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
4. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
5. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературномучтению для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
6. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
7. Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методическое пособие по использованию слайдов. М.: ЗАО ЦОР.

Оборудование:

1. Интерактивные плакаты по литературному чтению.
2. Дидактический и раздаточный материал по русскому языку.
3. Электронные словари и энциклопедии.
4. Набор портретов писателей.
5. Набор диапозитивов (подбор Н.А.Чураковой). М.: «Центр «Планетариум».

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

Формы контроля – контрольные работы  Количество итоговых контрольных работ Предмет Число контрольных работ по классам
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Русский язык
Контрольное списывание 1 1
Диктант 1( см.сноску) 4 4 4
Изложение 1
Словарный диктант 4 4 4
Тестирование 1 2 1
Контрольная работа 4 4 4
Итого 1 14 14 14
Математика 1 13 13 14
Литературное чтение 1 4 8 8

Окружающий мир 1 4 4 4
Используемые источники:
1. Газета «Начальная школа №8/апрель 2010. Итоговые контрольные и проверочные работы по системе Л.В. Занкова
2. Яковлева С.Г. Итоговые контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006

 

 



 

 

Версия для печати

Назад

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка — 0


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?