Интегрированный урок в 3 классе
- Автор: Болотских Е. В.
Интегрированный урок «Природные зоны», 3 класс
(окружающий мир+технология)
Урок подготовила и провела Болотских Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №6 с УИОП», г. Реутов, Московская область.
Кураторы работы: Н.А. Цирулик и Н.Я. Дмитриева.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Прежде чем мы начнём наш урок, послушайте песню и скажите, о чём она? (Звучит песня «Непогода» на слова Н. Олева).
Дети: Эта песня о погоде.
Учитель: Используя свои наблюдения, расскажите какая сегодня погода?
Дети: Сегодня пасмурно. Дует холодный ветер. Идёт сильный дождь. Температура воздуха +6С.
Учитель: Везде ли на нашей планете сегодня такая погода?
Дети: В разных уголках планеты разная погода.
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с темой «Природные условия Земли». Наш урок пройдёт в форме игры. Называется она: «Исследователь» (Звучит музыка, появляется слайд №1 с названием игры).
Познакомьтесь с условиями игры:
- класс делится на 4 команды;
- задания будут написаны на слайде;
- в случае незнания ответа можно воспользоваться подсказками класса, посмотреть ответ в книге, использовать карточку 50Х50, когда из двух неправильных ответов я оставлю только один;
- за каждый правильный ответ команда получает по 10 баллов;
- за подсказки снимается по 5 баллов;
- выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов.
Оценивало работу команд жюри, состоящее из гостей-родителей.
На нашем уроке мы будем пользоваться учебником «Окружающий мир» (авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), картами «Климатические пояса мира», «Природные зоны мира», находящимися в учебнике.
II. Введение в тему.
(Слайд № 2)
Учитель: Используя знания, полученные на предыдущих уроках, ответьте на вопрос слайда.
Что из перечисленного является показателем климата?
1) Среднегодовая температура воздуха.
2) Годовое количество осадков.
3) Направление ветра.
4) Атмосферные осадки.
Дети: Ответ №1, №2.
Учитель: Какой показатель климата отсутствует в определении?
Дети: Преобладающее направление ветра.
(Слайд № 2).
Учитель: Речь пойдёт о верхнем плодородном слое земли. Как он называется?
Дети: Почва.
Учитель: Скажите, из чего состоит почва? Если вами будет дан правильный ответ, он откроется на слайде.
Дети: Почва состоит из песка, глины, воздуха, воды, соли, перегноя, микробов. (Перечисленные составляющие почвы открываются на слайде).
(Слайд №3).
Учитель: Назовите основные климатические пояса. Если ответ правильный, он откроется на слайде.
Дети: Основных климатических пояса четыре: экваториальный, тропический, умеренный, полярный. При ответе дети показывают климатические пояса на демонстрационной карте, все остальные пользуются картой в приложении учебника.
(Слайд № 4).
Учитель: Назовите основные природные зоны.
Дети не могут дать точного ответа.
Учитель: Это тема нашего сегодняшнего урока.
III. Знакомство с новым материалом.
Познакомиться с природными зонами Земли нам помогут исследователи. Я заранее дала задание на дом некоторым учащимся. При подготовке они пользовались дополнительным материалом, слайдами о природных зонах, картой «Природные зоны мира», поделками с уроков технологии. Рассказ исследователей должен даваться по плану:
- рельеф;
- климат;
- типы почв;
- растительный и животный мир.
Полный ответ с использованием наглядного материала принесёт команде 10 баллов.
Сообщение 1 команды. (Слайд №5).
Ученик: Моё сообщение о природной зоне «ледяная пустыня». В районе Северного полюса находится Арктика. В районе Южного полюса – Антарктика. Здесь простирается ледяная пустыня. (Исследователь показывает на карте природную зону). Рельеф - каменистая равнина. Зимой солнце не поднимается на арктическом небосклоне. Наступает полярная ночь. Зимой температура воздуха может опускаться до -60С. Дуют сильные ветры. Летом воздух прогревается чуть выше 0С. Почва данной зоны маломощная, каменистая, неразвитая. Из растений встречаются мхи, лишайники. Основой пищевой цепочки является криль. Им питается рыба. Рыбой питаются пингвины. Пингвинами - морские леопарды. При составлении своего рассказа я пользовался интернетом, «Энциклопедией нового поколения» (автор: Григорьева Т.П., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007).
(Используя поделки, сделанные при помощи симметричного вырезывания, ученик показывает ледяные возвышенности, тёмные тучи, закрывающие небо, фигурки рыб, морских леопардов, птиц, китов, сделанные при помощи оригами, демонстрируют здешних обитателей.)
На слайде появляются слова: «Ледяная пустыня», иллюстрации с изображением природной зоны, растительного и животного мира.
Учитель: Как вы понимаете смысл слова «криль».
Дети дают варианты ответов.
Учитель: Криль - это мелкие морские рачки.
(Выставляются баллы за рассказ, иллюстративный материал исследователя).
Выступление ученика 2 команды. (Слайд №6).
Ученик: Тундра - это холодная природная зона. Здесь выпадает незначительное количество осадков, дуют сильные ветры. (Исследователь показывает на карте природную зону). Рельеф: равнина. Зима длится по 8-9 месяцев. Морозы достигают -50,-60С. Существует полярная ночь. Лето короткое. Поверхность почвы нагревается и тундра оживает. Цветущие растения, например люпины, покрывают тундру разноцветным ковром. Встречаются мхи, лишайники, ягодные кусты. Почва торфяная и тундрово-глеевая. (В конце ответа ученик показывает аппликацию. На ней изображены симметричные кусты, невысокая трава. При помощи оригами сделаны цветы, лемминги, совы, песцы, волки, олени.) В своей работе я использовал материал «Большой энциклопедии природы» (авторы: Гиффорд Клайв, Кейдл Джерри, Уэбстер Стивен. М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2008).
На слайде появляется название природной зоны «Тундра», иллюстрации, показывающие рельеф, животный и растительный мир данной природной зоны.
Учитель: Посмотрите на слайд. Здесь представлен животный и растительный мир тундры. Перечислите представителей животного и растительного мира, глядя на слайд. (Дети дают ряд ответов).
Учитель: Здесь мы видим леммингов. Что вы знаете об этих животных? Учитель, обобщая ответ учащихся, говорит: «Лемминги – это грызун, представитель млекопитающих тундры. Активен круглый год».
Оценивается работа исследователя, ставятся баллы команде.
Представляется работа 3 ученика. (Слайд №7).
Ученик: Перед нами лесная природная зона (показывает лесную природную зону на карте). Конкретнее я хочу рассказать о части лесной природной зоны - о тайге. Тайга - природная зона с холодной долгой зимой, непродолжительным прохладным летом, которое длится около 4 месяцев. Чётко выделяются все времена года. (Ученик показывает природную зону на карте). Рельеф: равнина. Почвы: подзолистые. Среди деревьев преобладают хвойные породы. Много мхов, лишайников, ягодных кустарников. Животный мир разнообразен. Здесь можно встретить бобров, белок, медведей, зайцев, ежей, глухарей, сов, клестов. Животный мир приспосабливается к холодному времени года: птицы улетают на юг, животные впадают в спячку. Для своей работы я использовал материал из «Энциклопедии для детей. Экология» М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2009).
(Слайд заполняется во время ответа ученика картинками с хвойными лесами, представителями растительного и животного мира. Для иллюстрации ответа ребёнок использует поделки с уроков технологии: лес, сделанный при помощи симметричного вырезывания, фигурки животных, выполненные в технике оригами.)
Учитель: более подробно лесную природную зону мы будем изучать позже. А сейчас давайте оценим ответ исследователя.
Доклад 4 исследователя. (Слайд № 8).
Ученик: Степь - природная зона, где слишком сухо, чтобы там могли прорастать леса, и слишком влажно, чтобы там образовалась пустыня. Рельеф: равнина. (Ученик показывает природную зону на карте). Как правило, здесь засушливое лето (+20 С, +24 С). Температура зимой: -20 С, -30 С. На севере почвы чернозёмные, на юге каштановые с включением солонца. В степи растут злаковые растения, травы, кустарники и деревья небольшой высоты. Встречаются грызуны, змеи, совы, хищные птицы. Я пользовался энциклопедией «Кто, где и почему?» (М.А. Горбунова. Смоленск: Русич, 2005). (Слайд постепенно заполняется картинками с изображением холмистых равнин с немногочисленными лиственными деревьями и кустарниками. Ребёнок демонстрирует изображение степи. Способ изготовление: симметричное вырезывание. Мыши, змеи, совы и бизон выполнены в технике оригами.)
Работа исследователя оценивается.
Учитель: Назовите мне самое сухое место на планете.
Дети: Пустыня.
Учитель: Вопросы, касающиеся пустыни, мы рассмотрим коллективно. Тот, кто будет давать правильные ответы, может пополнить баллы своей команды. Разрешается пользоваться дополнительной литературой и учебником по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
Слайд №9.
Учитель: Найдите правильные ответы.
Рельеф пустыни это:
1) холмистая равнина;
2) горы;
3) равнина.
Пользуясь дополнительной литературой «Энциклопедия для детей. Экология» М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2009), дети под руководством исследователя своей команды выбирают третий ответ - равнина.
Слайд №10.
Учитель: Вопрос, касающийся климата. Перед нами жаркая пустыня. Какая в пустыне зима?
Варианты ответов:
1) зима холодная;
2) зима тёплая;
3) зима жаркая.
Пользуясь дополнительной литературой, дети отмечают вопрос №1. Зима в пустыне холодная. Но для нас зимняя температура пустыни +20,+25 градусов не может показаться низкой.
Слайд №11.
Учитель: Вопрос для знатоков природы. Какие почвы в пустыне?
1) Плодородные;
2) бедные;
3) засоленные.
Ответ: засоленные.
Слайд №12.
Учитель: Объясните значение слова «пустыня»?
Дети: «Пустыня» - значит пусто.
Учитель: Ребята, оказывается, в пустыне есть жизнь! Найдите из перечисленных примеров представителей растительного и животного мира жаркой пустыни.
Варианты ответов:
1) ящерицы;
2) змеи;
3) полынь;
4) дуб.
Дети: ящерица, змеи, полынь.
Подводятся итоги работы над природной зоной «Жаркая пустыня».
IV. Закрепление нового материала.
Слайд №13.
Учитель: Работать над слайдом будем коллективно. Заполните пропуск в таблице «Природные связи Земли». Недостающие звенья можно найти в учебнике.
1) Климат+ …
2) растительность + животные
3) природные зоны
Дети: Дети вставляют вместо пропуска слово «почва». Именно она является связующим звеном между неживой и живой природой.
V. Физкультминутка.
На слайде появляется пчёлка, которая показывает связь между живой и неживой природой. Дети двигают глазами, следя за движением пчелы по слайду.
VI. Практическая работа.
Слайд №14.
Учитель: Сейчас будет практическая работа. Так мы будем закреплять знания о природных зонах.
Организация рабочего места.
Пользуясь учебником по технологии за 3 класс «Твори, выдумывай, пробуй» (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова), учащиеся правильно располагают материалы и инструменты на рабочем месте. Учитель обращает внимание на опасность при использовании ножниц.
Учитель: прежде найдите ответ на вопрос «Как называются художественные изделия из сложенной бумаги?»:
1) аппликация;
2) оригами;
3) симметричное вырезывание.
Дети выбирают ответ №2, объясняя свой выбор.
Подводятся итоги работы над слайдом.
Учитель: Каким способом изображены природные зоны у исследователей каждой команды.
Дети: Ученики пользовались симметричным вырезыванием, оригами.
Учитель: На уроках технологии мы изучали симметричное вырезывание. Работая по командам, вы можете повторять иллюстрацию природной зоны вашего исследователя, но лучше проявить собственную фантазию.
Учитель: Вспомните, какие фигурки вы умеете делать при помощи оригами?
Дети: На уроках технологии мы научились складывать зайца, лисицу, бабочку, рыб, лягушку, волка и т.д.
Учитель: В своей работе вы можете пользоваться учебником 1 класса «Умные руки» (авторы: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова), учебником 2 класса «Уроки творчества» (авторы: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова), учебником 3 класса «Твори, выдумывай, пробуй» (авторы: Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова). Исследователи ваших команд повторили процесс изготовления фигур из бумаги, симметричное вырезывание. Придумали собственные фигурки. Они сейчас станут моими помощниками. Работа будет оцениваться в баллах.
Слайд №15 «Природные зоны».
Учитель: Работу надо выполнить за 7-8 минут. Вспомните, как мы делим работу по членам команды. Только так вы сможете уложиться в назначенное время. На слайде написаны критерии оценок:
1) точность в выполнении задания;
2) точность в использовании технологий;
3) количество фигур;
4) аккуратность;
5) эстетичность;
6) опрятность рабочего места.
(Начинается работа по командам. Звучит запись голосов животных.)
Для усиления интриги в ходе работы команд учитель обращает внимание на то, что дополнительный балл получат те, кто закончит работу раньше других.
(Проводится оценка работ. Обращается внимание на критерии оценок. Работы размещаются на доске.)
VII. Итог урока.
Давайте вернёмся к слайду №4.
Учитель: Назовите основные природные зоны.
Дети: Ледяная пустыня, тундра, тайга, степь, жаркая пустыня. (При ответе учащиеся обращают внимание на картины, сделанные на практической работе.)
Учитель: Причины их образования? (Появляется слайд №13 «Природные связи Земли».)
Дети: На образование природных зон влияет климат, почва, растительный и животный мир.
Учитель подводит итог игры «Исследователь». Поздравляет победителей. Отмечает, что тема «Природные зоны» будет изучаться подробнее в главе «Земли восточных славян».
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Что может нарушить природные сообщества?
Дети: Их может нарушить человек, строя заводы и фабрики, добывая полезные ископаемые.
Учитель: Чтобы не навредить природе, человек должен составить для себя правила. Нарисуйте эти правила. Это будет вашим домашним заданием.
Презентация к уроку здесь