Планирование. Математика, 2 класс
- Автор: Зубова С. П.
Представленный вариант поурочно-тематического планирования разработан к учебнику «Математика. 2 класс» (авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина), соответствующему Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года.
Кроме традиционного распределения часов по изучаемым темам, пособие содержит рекомендации по формированию УУД и достижению планируемых предметных результатов на каждом уроке. Рассмотрены также возможные виды познавательной деятельности учащихся при освоении учебного материала.
Курс математики разработан на методологических принципах системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на достижение планируемых результатов освоения математики в начальных классах, предусмотренных ФГОС НОО 2009 года.
Предлагаемый вариант поурочного планирования к учебнику И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной «Математика. 2 класс»1 основан на варианте тематического планирования, представленного в сборнике «Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова»2, и разработан в целях установления более четких соответствий между авторской программой курса, требованиями к планируемым результатам и деятельностью учителя, а также высвобождения времени педагога, методического руководства его деятельностью, увеличения доли творчества в работе.
Цель планирования – детализировать по темам и урокам планируемые результаты обучения и те виды деятельности обучающихся, которые приводят к данным результатам.
В связи с этим в предлагаемом варианте поурочного планирования перед изучением каждой темы приводится перечень результатов универсальных учебных действий (на двух уровнях: базовом – «ученик научится», и продвинутом – «ученик получит возможность научиться»), которые планируется формировать у обучающихся в процессе ее изучения. Далее подробно рассматриваются возможные виды деятельности обучающихся на каждом уроке этой темы и планируемые предметные результаты каждого урока.
По мнению автора, такой подход вполне оправдан тем, что для формирования того или иного универсального учебного действия необходим блок уроков, на которых ученикам предлагается строго определенная последовательность заданий, позволяющая косвенно управлять процессом формирования УУД.
В тексте элементы углубления выделены курсивом.
В разделе «Возможные виды деятельности обучающихся» рассматриваются способы осуществления деятельности при выполнении конкретных заданий учебника (номера заданий приводятся в скобках). Достаточно «жесткое» описание этих способов приводится в соответствии с точкой зрения авторов ФГОС НОО: для того, чтобы были достигнуты те или иные планируемые результаты обучения, необходимо создавать на уроках ситуации с помощью заданий и вопросов к ним, «побуждающих» учащихся выполнять те или иные планируемые действия.
Такой подход делает предлагаемое планирование более конкретным и позволяет учителю планировать освоение программы курса на основе системно-деятельностного подхода, обеспечить процессуальность в работе над формированием исполнительской компетентности обучающихся, лежащей в основе умения учиться.
Поурочное планирование является индивидуальным (авторским) документом учителя, отражающим не только требования стандарта и авторской программы по предмету, но и особенности их реализации (содержание, методические подходы, сроки и порядок изучения тем и т.п.), намеченные с учетом конкретных условий, возможностей, особенностей учащихся, учителя, образовательного учреждения. Поэтому поурочное планирование одного педагога может и должно отличаться от аналогичного документа другого учителя. Конечно, эти отличия будут не слишком велики по объему, но самое важное – чтобы учитель видел и учитывал уже на стадии общей стратегии того или иного предметного курса индивидуальный, уникальный характер его реализации именно в этом классе, с этими учащимися.
1 Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
2 Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. С. 143.
2 КЛАСС
(136 часов)
Тема 1. МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ. (14 часов)
Тема 2. УРАВНЕНИЯ И ИХ РЕШЕНИЯ. (11 часов)
Тема 3. СОСТАВЛЯЕМ И РЕШАЕМ ЗАДАЧИ. (8 часов)
Тема 4. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. (19 часов)
Тема 5. ВМЕСТИМОСТЬ. (3 часа)
Тема 6. ВРЕМЯ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ. (11 часов)
Тема 7. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ. (22 часа)
Тема 8. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ. (22 часа)
Тема 9. ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА. (18 часов)
Темы 6-9 может скачать авторизованный пользователь.
Купить пособие в интернет-магазине