Методические рекомендации к учебнику «Я - гражданин России. 4 класс»
- Автор: Чутко Н. Я.
Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии Н.Я. Чутко «Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)», изучаемому в 4 классе и раскрывающему вторую часть курса «Я - гражданин России», повторяют и конкретизируют общие концептуальные позиции всего курса. Первую часть курса раскрывает учебник-хрестоматия Н.Я. Чутко «Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир)», по которому работают в 3 классе, и соответствующие ему методические рекомендации.
Оба учебника используются в начальной школе в рамках системы Л.В. Занкова, основной целью которой является достижение оптимального общего развития детей - развития интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей школьников. Причем выполнение этой задачи предполагает не столько расширение объема изучаемого учебного материала, сколько расширение возможностей активизации младших школьников в усвоении знаний, в их личностном становлении и развитии. Существенная роль в этом процессе отводится интегративным курсам, рассчитанным на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности.
Интегративный курс «Окружающий мир» объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органическому взаимопроникновению знаний по географии, биологии и истории, формируя у младших школьников целостную картину мира (чему Л.В. Занков придавал особое значение).
Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает необходимость создания факультативных курсов, в частности, курса «Я - гражданин России».
Цель курса - расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний (на данном этапе -на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я - моя страна мой мир».
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира;
- воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности истории своей страны;
- помощь в понимании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления при их осмыслении - содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей).
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний у младших школьников при изучении 2-й части курса «Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое пошлое)» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
- углубление знаний (в минимуме фактов и в большей мере в представлениях) о родной стране, о значении историко-обществоведческих знаний для общей и личностно значимой ориентации в окружающем мире;
- реализация заложенных в курсе «Я - гражданин России» возможностей общего развития младших школьников, формирования историчности мышления - восприятия мира в связи с представлениями об изменениях в жизни человека на протяжении веков;
- раскрытие значения фактов и версии в воспроизведении пути развития человека и человечества, способов установления его реальности, достоверности;
- усвоение определенных фактов и представлений - структурно значимых компонентов историко-обществоведческих знаний для младших школьников;
- формирование в процессе усвоения историко-обществоведческих знаний основного вида жизнедеятельности младших школьников - учебной деятельности, коррекция ее недостатков и непосредственно связанных с ней - общеучебных интеллектуальных умений.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний в курсе «Я - гражданин России» в своем значении содействия общему развитию младших школьников необходимо рассматривать в их непосредственной связи с дидактическими принципами и типическими педагогическими свойствами системы, разработанной под руководством Л.В. Занкова: обучения на высоком уровне трудности, ведущей роли теоретических знаний, быстрого темпа в изучении учебного материала, осознания школьниками процесса учения, работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых; многогранности, процессуального характера, коллизий, вариантности.
-----------------------------------------
Методические рекомендации к учебнику "Я - гражданин России. 4 класс" (автор Н.Я. Чутко) скачать